Сплошные убытки
Извержение вулкана обходится авиалиниям в 200 млн долларов в день. С прошлого четверга, когда облако пепла начало расползаться в сторону Европы, отменено 63 тыс. рейсов. В воскресенье в европейском воздушном пространстве было зафиксировано лишь 5 тыс. рейсов против 24 тыс. в обычные дни.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу распорядился создать специальную рабочую группу для того, чтобы оценить экономический ущерб от распространения вулканического пепла. В этот коллектив войдут глава комиссии ЕС по транспорту Сийм Каллас, комиссар ЕС по денежно-кредитной политике Хоаким Альмуниа и европейский комиссар по финансам Олли Ренн. Сийм Каллас уже заявил, что Еврокомиссия готова дать разрешение странам сообщества на предоставление экстренной финансовой помощи европейским авиакомпаниям.
Российский премьер Владимир Путин заявил, что готов рассмотреть вопрос об оказании финансовой поддержки отечественным авиакомпаниям, если у них будут финансовые проблемы из-за отмен рейсов. Глава Минтранса Игорь Левитин пообещал «доложить о финансовой ситуации компаний» после завершения проблемы с отменой перелетов.
В Международной организации гражданской авиации уверены, что исландский вулкан наносит больший ущерб мировой авиапромышленности, чем прекращение полетов в 2001 году после терактов в США 11 сентября. На сей раз полагают, что транспортный авиаколлапс замедлит выход Европы из экономического кризиса. Небо закрыто примерно в 20 странах Европы. Сегодня в сеульском аэропорту Инчхон (Южная Корея) отменены около 30 пассажирских и грузовых рейсов в Старый Свет.
Авиаперевозчики в попытках выйти из критической ситуации проводят экспериментальные полеты. Так, голландская KLM, немецкая Lufthansa, британская British Airways и французская Air France провели испытания успешно. Полеты осуществляли добровольцы и без пассажиров. Первоначальные результаты осмотра двигателей самолетов указывают на то, что никакой угрозы вулканический пепел в воздухе континентальной Европы и Великобритании для них не представляет. Тем не менее запрет на полеты в Германии продлен до 22.00 сегодняшнего дня. В Великобритании — до 01.00 вторника. «Пепел исландского вулкана с ледника Эйяфьятла, как и прежде, опасен для самолетов», — сказал официальный представитель Немецкой службы обеспечения безопасности полетов DFS.
Напомним, вулкан начал извергаться 14 апреля. Частицы пепла — на 60% песок — опасны для турбин двигателей лайнеров. Они «запекаются» на форсунках и тем самым нарушают физические характеристики двигателей.
В понедельник стало известно, что 17 испанских аэропортов, включая Барселону, Бильбао, Майорку и Минорку, возобновили работу. Франция объявила об открытии сразу нескольких аэропортов на юге страны: в Ницце, Марселе, Бордо и Тулузе. Частично открыли небо Германия, Болгария и Норвегия. Российский «Аэрофлот» возобновил рейсы в Милан, Венецию и Ниццу. Не исключено, что лайнеры полетят в Прагу и Вену.
Сопутствующие проблемы
Проблемы с авиакоммуникациями, похоже, притормозят реализацию планов политиков, военных и даже спортсменов. Так, намеченная на 22–23 апреля встреча глав МИД стран НАТО в Таллине может не состояться. По словам главы МИД Эстонии Урмаса Паэтта, «существует теоретическая возможность отложить ее на день-другой». В этой встрече планируют принять участие делегации 45 стран общей численностью до 600 человек и около 200 журналистов. Задерживается на неопределенное время вылет делегации Госдепартамента США в Россию, где намеревались провести консультации по усыновлению российских детей. Директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана (ЦСИ) Эльхан Нуриев перенес на более поздние даты визит в Великобританию и Германию. Он собирался выступить перед политологами в этих странах с докладом по внешней политике Азербайджана и карабахскому урегулированию.
И, наконец, гроссмейстер Вишванатан Ананд попросил ФИДЕ отложить на три дня матч в Софии, где он намерен встретиться с Веселином Топаловым. Первая из 12 партий должна состояться 23 апреля. Ананд прибыл в Германию, но не может до сих пор добраться до Софии. А ведь ему нужно еще и отдохнуть перед матчем.
Единственный позитив
Отмена авиарейсов рейсов в течение пяти последних дней оказала внезапный позитивный эффект на качество воздуха Европы. По данным британской общественной организации Aviation Environment Federation (AEF), за этот период объем выбросов углекислого газа авиационной отрасли в атмосферу уменьшился на 1,3 млн тонн. Ежедневно 28 тыс. рейсов выбрасывают над Европой около 560 тыс. тонн углекислого газа (а это около 30% мировых выбросов). Пассажиры авиалайнеров, столкнувшиеся с отменой рейсов, пересели на поезда, автобусы и вообще заменили очное общение телефонным заочным и в формате видеоконференций. «Урок, который мы должны вынести из последних нескольких дней, состоит в том, что мир не остановился и люди все еще могут найти альтернативы перелетам. Мы надеемся, что это заставит всех остановиться и задуматься, так ли нужен на самом деле их полет», — цитирует РИА «Новости» представителя AEF Джеффа Газзарда.
Куда и как движется облако
Согласно прогнозам, облако вулканического пепла исландского вулкана к завтрашнему дню достигнет Корейского полуострова. А сегодня — приближается к российскому Дальнему Востоку. Валерий Косых, директор Федерального информационного аналитического центра (ФИАЦ) Росгидромета, который выдает справки по миграции облака пепла в атмосфере, рассказал «Эксперту Online», что работа ведется на основе данных Лондонского центра слежения за вулканическим пеплом (Volcanic Ash Advisory Centres — VAAC). Британцы дают проекцию облака вулканических выбросов на землю для двух уровней — от 0 до 6 км над землей и от 6 км до 10 км. Российский ФИАЦ также ведет прогностическую оценку по собственной математической модели. Модели распространения примесей в атмосфере позволяют лишь оценить траекторию движения загрязняющего вещества, но не дают представления о точных его концентрациях, поскольку не были верифицированы с помощью натурных наблюдений.
Он пояснил, что в прогностическую модель в качестве исходной информации закладываются диапазоны концентрации вулканического пепла в выбросе из жерла (это, опять же, оценочные данные) и высота выброса (в данном случае изо дня в день меняется от 5 до 8 км). Эту информацию выдают исландские метеорологи, наблюдающие за поведением вулкана. «Никто не дает информации по концентрациям, и замерить ее по высотам затруднительно. Для этого нужно иметь устройство, которое на высоте 8 км может забрать пробу воздуха. В приземном слое оценить концентрации можно, но там значения уровня загрязнения от автомобильных выбросов значительно выше, чем от вулкана», — объяснил Косых. Вопрос состоит в том, какие именно концентрации считать «границей облака», — то есть, проще говоря, какие концентрации вулканической пыли считать опасными для самолетов. Таких данных нет. Поэтому прогнозы носят вероятностный характер.
Между тем метеоагентство Росгидромет сообщило, что вулканическое облако, возникшее после извержения вулкана в Исландии, не повлияло на состояние атмосферы над территорией РФ. Как сообщила гендиректор метеоагентства Марина Петрова, в последние два дня система наблюдения российских метеорологов «не дает данных о наличии вулканических примесей» в атмосфере над РФ.
«Эксперт Online» разобрался, почему система наблюдений не дает данных. Оказывается, имеющиеся концентрации ниже чувствительности методов, которыми пользуются в Росгидромете. Валерий Дядюченко, замруководителя Росгидромета, рассказал, что измерения ведутся дистанционными методами — космическим и радиолокационным, «но ни тот, ни другой метод не дает значимых значений измеряемых величин». Кроме того, ведутся замеры концентраций примесей в приземном слое атмосферы — до высоты 2 метра. Там все в порядке и в Европейской части, и за Уралом. Вместе с тем, по его словам, в ходе визуальных наблюдений «летчики отмечают за бортом в отдельных местах свечение, связанное с наличием пепла, отражение на нем солнечных лучей». «Чувствительность методов недостаточно хороша, чтобы замерять небольшие концентрации, которые присутствуют над нашей территорией. У нас в десятки раз меньше, чем над Западной Европой, и особенно над северной ее частью», — пояснил он.
Для своих метеорологических нужд — замеров влажности, давления, направления ветра — синоптики запускают атмосферные зонды на высоту до 28 км. В РФ есть 110 таких зондов, которые автоматически передают информацию на землю. Однако они не приспособлены для замеров концентрации примесей в воздухе. «Мы думаем, как использовать их для анализа примесей на трассе полета. Но это вещи непростые и дорогостоящие», — уверен Дядюченко.
По словам замруководителя Росгидромета, «шлейф» примесей пепла, имеющих «значимые концентрации», опасные для перелетов, протянулся сегодня над Баренцевым морем до Таймыра на высотах 6–10 км, где как раз летают самолеты. В остальных районах все в порядке.