Во вторник, 23 марта, президент устроил разнос членам комиссии по модернизации экономики, которые, по его мнению, недостаточно активно продвигают в регионах вопросы повышения энергоэффективности. Гнев Дмитрия Медведева вызвало сообщение главы комиссии Эльвиры Набиуллиной о том, что из 83-х регионов только 12 осуществляют системный мониторинг энергоэффективности, а ответственные за энергоэффективность не определены более чем в 70% бюджетных учреждений. Между тем, в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ, к 1 августа сего года все субъекты Федерации должны принять собственные программы повышения энергоэффективности.
«Это что значит? Что, они закон не читали? Как это понимать?» — спросил президент. И тут же предположил: «Они как плевали на свое электропотребление, так и плюют, несмотря на то что мы тут законов напринимали, собираемся, комиссии проводим регулярно, подзаконные акты были выпущены по этому поводу». И предложил административно надавить на губернаторов, чтобы заставить их назначить ответственных за энергоэффективность «у себя в администрациях и, соответственно, в бюджетных организациях». Действительно, по итогам совещания всех полпредов обязали в месячный срок потребовать от губернаторов подведомственных округов полные списки ответственных, чтобы было затем с кого спрашивать.
В этот же день, 23 марта, за 3,5 тыс. км от Кремля представители нескольких регионов собрались на видеоконференцию, организованную журналом «Эксперт-Сибирь», чтобы обсудить отдельные аспекты энергосбережения и поделиться наработками в формировании региональных программ.
Новосибирская и Иркутская области, Кузбасс и Алтайский край хотя и не составили еще комплексных программ энергоэффективности, давно «в теме», просто в силу того что климатические условия заставляли их считать свои расходы на тепло и принимать соответствующие меры по экономии средств задолго до появления закона. Они уже успели обнаружить множество проблем и несоответствий в законодательстве, которые препятствуют реализации уже имеющихся программ повышения энергоэффективности. Например, как заставить собственников устанавливать счетчики тепла в многоквартирных домах? По закону для этого необходимо решение общего собрания жильцов, а им лишние расходы не нужны, и пока энерготарифы полностью или частично (для отдельных категорий граждан) субсидируются из бюджета, резона они в этом не видят.
В Иркутской области имеющаяся программа экономии электроэнергии тоже не может набрать нужных темпов из-за отсутствия экономических стимулов. При стоимости киловатт-часа в 74 копейки экономия даже в 10% не может побудить хозяйствующие субъекты начать инвестировать в энергосбережение, потому что первоначально необходимы серьезные расходы, а у них находятся гораздо быстрее окупаемые инвестпроекты.
Все регионы присматриваются к пилотному проекту внедрения практики энергосервисных контрактов, который реализуется в Сургуте — по западных образцам. Но до сих пор непонятно, каков должен быть механизм распределения рисков, формирования стоимости услуг, из какого источника должно идти финансирование, кто и на каком основании должен распоряжаться средствами, полученными в результате экономии энергии.
Словом, пока закон № 261-ФЗ порождает больше вопросов, чем ответов. К тому же он содержит множество отсылочных норм к постановлениям Правительства РФ, которые еще не приняты. С декабря 2009 года по май 2010-го Правительство РФ и отдельные министерства должны принять более 50 нормативных актов и методических указаний. Каким образом в регионах должны разрабатывать свои программы в отсутствие правовых рамок, также непонятно. На Алтае с 1 января 2010 года, как это предусмотрено законом № 261-ФЗ, уже начали разработку энергопаспортов нового строительства, но методика на федеральном уровне должна быть утверждена только 1 апреля, и если в итоге практика вступит в противоречие с нормативами, легко предсказать, кто окажется крайним.
Вероятно, если снять хотя бы названные противоречия и предусмотреть экономические стимулы для каждого конкретного региона, в зависимости от климатических и экономических условий, реализация упомянутого закона пошла бы гораздо быстрее и без административного давления и угроз привлечения губернаторов к личной ответственности.