К границам России приближается целый ряд опасных чужеземных видов…» — это грозное предупреждение делают биологи из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН. Они изучают животных и растения, которые попали на нашу территорию из других стран. С каждым годом «оккупантов» становится все больше. Тут виновны и глобальное потепление, и бесконтрольные перевозки грузов, и сознательное вселение новых видов.
Возьмем, к примеру, насекомых. Согласно данным, опубликованным в «Российском журнале биологических инвазий», с конца девятнадцатого века по 90-е годы двадцатого в среднем каждые 22 месяца выявлялся какой-нибудь новый чужеземный вид растительноядных насекомых. Но сейчас скорость увеличилась: новый вид паразита появляется раз в 12 месяцев.
— Происходит вытеснение северных видов южными. Это уже тенденция, регулярный процесс, — говорит заместитель директора Института Северцова Юрий Дгебуадзе. — Сейчас происходит массовая гибель местных животных и растений. Тут у меня в соседней комнате за выходные погибли все тропические рыбы, потому что температура в аквариуме поднялась выше сорока градусов. Что уж говорить о фауне и флоре наших широт! Из-за пожаров полностью уничтожается среда обитания некоторых видов. Что появится на их месте — об этом мы сможем судить только на будущий год.
Жаркое лето уже не на шутку переполошило жителей Подмосковья: они обнаружили в своих водоемах медуз. Пресноводные медузы уже лет пять обитают в Волге. Теперь вот добрались и до Москвы.
— Если такие темпы появления чужеродных видов сохранятся, то уже через каких-то пятьдесят лет мы свою флору и фауну не узнаем, — предупреждает Юрий Дгебуадзе. — Посмотрите, что происходит в Европе и США, где эти процессы начались раньше, чем у нас. В одной Флориде только 900 инородных растений! В Европе в некоторых местах практически нет уже ни своей флоры, ни своей фауны. Просто нет. Даже в национальных парках. У них разгуливает нутрия, стали гнездиться попугаи. Главная опасность: экосистемы теряют устойчивость. А они ведь отлаживались веками и обеспечивали чистый воздух, чистую воду, плодородие почв, биоресурсы… При вселении новых видов, это все может рухнуть.
Бобр речной: возвращение с комфортом
Кто такой. Самый крупный грызун Европы. Пушистый, симпатичный, зубастый. Строит плотины.
Откуда появился. Бобр всегда жил в лесостепной части Европы и Азии, но к началу ХХ века был практически уничтожен человеком из-за своего ценного меха. В нашей стране в 20-е годы прошлого века решено было восстановить численность бобра, а с 1934 года его расселение приняло плановый характер.
Куда попал. Бобр снова появился в водоемах европейской части России, в Западной Сибири. Но своей исторической родиной он не ограничился и принялся осваивать новые территории. Его плотины можно найти в Хакасии, под Астраханью и на Кольском полуострове. Порой ему приходится конкурировать с другим оккупантом — канадским бобром, который был завезен из Северной Америки, а сейчас расселяется по Карелии, Камчатке и Приморью.
Чем угрожает. Бобр появляется на реке, строит плотину. Образуется система прудов со стоячей водой — в воде падает содержание кислорода, гибнут речные рыбы. Одновременно идет подтопление берегов, что через два-три года приводит к гибели хвойных деревьев, а через три-четыре — лиственных. Сам бобр после таких «преобразований» уходит в другое место, оставляя после себя вместо леса сухостой, а вместо речки — грязную лужу.
— Бобр стал вести себя как чужеродный вид, — поясняет Юрий Дгебуадзе. — Экосистемы, в которых он жил двести — триста лет назад, почти все исчезли.
В новых условиях бобр чувствует себя как у Христа за пазухой. За это время волки отвыкли его есть, а других врагов, не считая человека, у него практически нет. Да и людям он тоже не очень нужен: его добыча стала нерентабельной.
Колорадский жук: победа над химией и трансгенами
Кто такой. Жук-листоед, известный своим пристрастием к картофелю.Откуда появился. Многие думают, что родина жука — американский штат Колорадо. Действительно, свое имя жук получил от этого штата, после того как в 1859 году уничтожил там все картофельные плантации. Но в Колорадо он нагрянул из Мексики, из Сонорской области.
Куда попал. В Первую мировую войну, когда до карантина растений руки не доходили, колорадский жук появился во Франции и оттуда расползся по всей Европе. В конце 50-х проник в СССР и пошел в наступление по всей территории России.
Чем угрожает. И взрослые жуки, и их личинки нещадно жрут картофельные листья. По своей наглости колорадец занимает чуть ли не первое место среди вредителей сельского хозяйства. Извести его пытаются с момента появления в Европе. На первых порах его травили беспощадными пестицидами. Но вреда от них было больше людям, чем жуку.
Решили развести природных врагов колорадского жука. Но так как долгое время считалось, что его родина — Колорадо, а не Мексика, то серьезного противника найти никак не могли. Когда же разобрались, большого эффекта все равно не получилось: жуки погибали, но только после того, как съедали большую часть ботвы.
Выяснилось, что убить жука сразу могут лишь токсины, выделяемые бактериями Bacillus turingiensis. Тогда ген токсина встроили в геном картофеля. Какое-то время фермеры праздновали победу. Но потом появились особи, приспособившиеся питаться и модифицированной картошкой.
Собака домашняя бродячая: из природы в дом и обратно
Кто такая. Обычная дворняга, которая сумела приспособиться к жизни без человека.Откуда появилась. Приручить это животное люди смогли больше 10 тысяч лет назад. А потом часть их питомцев сумела вырваться из-под присмотра. «Видимо, собаки, которым разрешали самостоятельно гулять, всегда могли охотиться поблизости от жилищ человека», — предполагают эксперты Института Северцова.
Куда попала. У нас, конечно, не Австралия, где собака динго заполнила весь континент. Но группы одичавших собак можно встретить и в Южной Сибири, и в Центральной России, и на Кольском полуострове.
Главным конкурентом одичавших собак является волк. Там, где его вывели, собаки чувствуют себя очень комфортно и начинают размножаться. Впрочем, есть и другой вариант — найти с волками общий язык и начать плодить гибридов.
Чем угрожает. Собаки — жестокие оккупанты. Они могут загрызть кого угодно, оставляя после себя немало раненых животных, которые хоть и не стали их пищей, выжить вряд ли сумеют.
— Они не боятся людей, как волки, например, и часто ведут себя даже более вредно, — предупреждает Дгебуадзе.
Ученые приводят длинный список собачьих преступлений: на Кольском полуострове стаи бездомных собак охотились на северных оленей; в Калмыкии неоднократно отмечалась гибель молодняка сайгака от хищничества собак — потери оценивались в 50% всей численности; одичавшие собаки, потомки брошенных японским населением домашних собак, круглогодично живут на Курильских островах, где от них страдают ластоногие и каланы.
Ондатра: свобода от шапок
Кто такая. Полуводный грызун, живущий на болотах, по берегам речек и озер. Кушает тростник, камыш, хвощ, ночует в норе или хатке.
Откуда появилась. Из Северной Америки.
Куда попала. Ондатру расселяли специально из-за меха. В 1905 году несколько грызунов выпустили под Прагой, и к 30-м годам прошлого века они уже обжили всю Европу. В 1928-м первую партию ондатр выпустили на Соловецких островах, а затем десятки лет расселяли по всему СССР. За сорок лет активного внедрения на волю выпустили 334 тысячи животных.
Чем угрожает. Пока зверька добывали на шапки, все было хорошо, но потом спрос упал, и ондатра стала беспрепятственно размножаться. Она необычайно прожорлива и может выесть прибрежную растительность так, что сама после этого вынуждена мигрировать на другие озера и реки. Естественно, нечего становится есть и прочим животным. Кроме того, ондатра так меняет биоценоз, что лес в местах ее обитания растет медленнее, чем обычно. Но есть от грызуна и польза: он сам идет в пищу десяткам видов животных.
Борщевик: «День триффидов»
Кто такой. Здоровенное зонтичное растение с крепкими стеблями, способное вымахать на три метра в высоту.
Откуда появился. По всей Европе борщевики культивировались как кормовые и декоративные растения (в некоторых местах их выращивают и теперь). В середине ХХ века их стали сеять и в европейской части СССР, к северу от естественного ареала.
Предполагалось, что из него выйдет отличный корм скоту. Но молоко у коров, наевшихся борщевика, горчило, и от использования этой культуры вскоре отказались.
Куда попал. «А потом наступит день, и мы (или наши дети) переправимся через узкие проливы и изгоним триффидов, неустанно истребляя их, пока не сотрем последнего с лица земли, которую они у нас отняли» — этими словами заканчивается фантастический роман «День триффидов», вышедший в Англии в то самое время, когда советские поля засевались борщевиком. Думается, что автор романа Джон Уиндем ничего не знал о борщевике, а наши колхозники не читали романа, благо переведен он был братьями Стругацкими лишь спустя пятнадцать лет.
Но сюжет на удивление похож. В романе высокие масленичные растения, которые разводили для нужд сельского хозяйства, в какой-то момент вышли из-под контроля и захватили планету, загнав человека в резервации. Нечто подобное произошло и с борщевиком. Его перестали выращивать на корм, но он отлично сумел выжить и без помощи человека. С каждым годом он захватывает новые тысячи гектаров. Им оккупирована вся Центральная Россия, он наступает на Север, приближаясь к Полярному кругу. Для борьбы с борщевиком создаются специальные мобильные бригады, но победить его пока не удается.
Чем угрожает. Как и фантастические триффиды, борщевик опасен для человека. Его масла содержат фуранокумарины, которые при попадании на кожу могут вызывать тяжелые фотохимические ожоги 1–3-й степеней.
Камчатский краб: деликатес-оккупант
Кто такой. Гордость Дальнего Востока.Откуда появился. Привычная среда обитания — дальневосточное побережье.
Куда попал. Мальков краба специально выращивают и выпускают в Баренцево море. Первое удачное вселение произошло еще в 60-х годах. Хотя попытки отправить краба с Камчатки на ПМЖ в Мурманск предпринимались еще в 1932 году.
Чем угрожает. Заселение камчатского краба в Баренцево море вызывает много споров. С одной стороны, это деликатесный дорогой продукт, и его добыча, начавшаяся в 2004 году, сулит казне неплохую выгоду. С другой стороны, камчатский краб — всеядный хищник, питающийся местными ракообразными, морскими ежами и моллюсками.
— Наши соседи норвежцы — их территориальные воды рядом — начинают фантазировать, что камчатский краб влияет на биомассу донных аборигенных организмов, сокращает популяцию трески, — рассказывает Юрий Дгебуадзе. — Наш институт около десяти лет ведет исследования в Баренцевом море.
Пока мы не обнаруживаем такого влияния, по крайней мере в заливах. Камчатский краб — ценный объект промысла, и его численность легко можно контролировать увеличением квот вылова.
Гребневик мнемиопсис: медуза против медузы
Кто такой. Небольшое желеобразное существо. Похож на медузу, только с рядами пластинок — «гребнями» (отсюда и название). Размер колеблется от нескольких миллиметров до 18 сантиметров. Это прожорливый хищник, который питается планктоном.
Откуда появился. С побережья США. Предположительно, его занесли вместе с балластными водами, которые океанские суда набирают из водоемов для устойчивости, пока они без груза. В порту назначения они эту воду сливают, а вместе с ней и десятки живых существ.
Куда попал. В бассейне Черного моря его впервые обнаружили в 1982 году. Почти сразу же он перебрался в Азовское, а в начале 90-х и в Каспийское море.
Чем угрожает. Благодаря потеплению Черного моря и отсутствию естественных хищников гребневик достиг гигантской численности. Биомасса — до 12 кг на 1 кубометр. Он съел весь планктон, которым питались промысловые рыбы: черноморская хамса, ставрида. Их численность упала, и по цепочке еды лишились уже хищные рыбы и дельфины. Уловы рыбаков сократились в десятки раз.
В начале 90-х присутствие такого соседа обходилось нам в $300–400 млн в год. Мы бы продолжали терять такие суммы и дальше, если бы с теми же балластными водами случайно не завезли в свои моря другого гребневика — берое, который питается исключительно мнемиопсисом. Сейчас численность мнемиопсиса не растет.
Американская белая бабочка: сожрать все
Кто такая. Это насекомое-вредитель, чьи гусеницы пожирают более 250 сортов деревьев: шелковицу, яблоню, грушу, сливу, айву, черешню, вяз, бузину, грецкий орех и т. д.Откуда появилась. Как видно из названия, родина ее — Северная Америка, что добавляет аргументов любителям клеймить американский империализм.
Куда попала. Вместе с саженцами деревьев в 50-е годы ее завезли в Европу. Сегодня она уже обжила практически весь российский юг.
Чем угрожает. Если дерево подверглось нападению гусениц американской белой бабочки дважды за сезон, то его можно считать погибшим. Травить насекомых пытаются пестицидами, но не слишком успешно.
Бабочка распространяется со скоростью 30–40 км в год. Покорять новые территории ей помогает всеобщее потепление климата. Ученые прогнозируют появление «американки» уже в центральных областях страны — Воронежской и Курской. Островные ее колонии могут скоро появиться в Абакано-Минусинской котловине Красноярского края и на юге Приморского края.
Ротан: наследство аквариумистов
Кто такой. Хищная рыбка семейства головешковых с большим ртом, живущая в прудах и озерах.
Откуда появился. Родом из амурского бассейна: наш Дальний Восток, север Китая и Северной Кореи. В тех местах ротан ведет себя вполне респектабельно, не размножаясь сверх меры и не уничтожая другие виды рыб. Дело в том, что в бассейне Амура водится змееголов, специализирующийся на поедании ротана.
Куда попал. Победное шествие ротана началось в 1916 году, когда натуралист Ипполит Заливский выпустил аквариумных ротанов в пруд поселка Лисий Нос на берегу Финского залива. Другие аквариумисты чуть позже повыпускали ротанов в различные водоемы под Санкт-Петербургом. В 1948 году эту рыбу выпустили и в Подмосковье, а в 70-е завезли вместе с мальками других рыб в окрестности Байкала и так далее. Сейчас ротан распространен почти по всей России, встречается в Польше, Словакии, на Украине.
Чем угрожает. Хищник хоть и некрупный — 14–25 сантиметров в длину, — но очень прожорливый. Ротан уничтожает мальков рыб, икру, личинок земноводных. В крупных озерах его численность сдерживают щуки, а вот в небольших прудах он может уничтожить других рыб практически полностью. Как часто бывает в жизни, этот мерзавец отлично приспособлен к существованию: он зимует вмерзшим в лед, в засуху зарывается в ил и впадает в анабиоз и прекрасно размножается в сильно хлорированной или аммиачной воде. Для любого рыбного хозяйства ротан — страшная проблема.
Амброзия: путешествующая с хлебом
Кто такая. Сорняк с симпатичными резными листиками, в лучшее для себя время вырастающий до 2–3 метров в высоту. Есть три вида амброзии, и все три крайне неприятные.Откуда появилась. Растет в Северной Америке, где, как и у нас, может заглушить любые сельхозрастения.
Куда попала. В России впервые обнаружена в 1918 году возле Ставрополя, а затем рассеялась по всему нашему югу. Постепенно продвигается на север. Сейчас очаги амброзии есть и в Московской области. Путешествует главным образом в виде семян вместе с завозным зерном.
Чем угрожает. «Каждый ростовчанин, каждое предприятие города должны проверить свои участки и сделать все для уничтожения карантинного сорняка — амброзии полыннолистной!» — призывает Россельхознадзор по Ростовской области.
Амброзия прекрасно себя чувствует в поле, на огороде и на обочинах дорог. Помимо того, что она глушит нашу еду, она еще и высушивает почву, и, самое неприятное, вызывает жуткую аллергию своей пыльцой. Часто люди, измученные насморком и астмой, берут больничные в августе, когда цветет амброзия.
Как и всякий сорняк, ее можно уничтожить гербицидами или просто выкосить, но лучше всего было бы завезти из Америки какого-нибудь ее естественного врага. К сожалению, пока это не получается: полосатый листоед и амброзиевая совка оказались недостаточно живучими для наших условий.
При участии Алексея Торгашева и Григория Тарасевича
Фото: MINDEN PICTURES/FOTOBANK; Александр Чермянин/ФОТОБАНК ЛОРИ; АЛЕКСЕЙ МАЙШЕВ ДЛЯ «РР»; ALAMY/PHOTAS; интерпресс/ИТАР-ТАСС; РИА НОВОСТИ; MINDEN PICTURES/FOTOBANK; ИРИНА КОЖЕМЯКИНА/ФОТОБАНК ЛОРИ; ОЛЬГА ЩЕГОЛЕВА/ФОТОБАНК ЛОРИ; GETTY IMAGES/FOTOBANK