На переработке мусора сегодня зарабатывают многие страны мира. На Западе предприятие, подобное тому, которое появится в Астраханской области, может приносить прибыль до 6 млн долларов в год, в России же пока перерабатывается не более 5% твёрдых бытовых отходов (ТБО). Стремление включиться в мировой процесс на юге России определённо присутствует: о строительстве мусороперерабатывающих заводов неоднократно заявляли в различных регионах ЮФО. Только в Краснодарском крае и Адыгее о желании получить собственные перерабатывающие мощности говорили в руководстве Темрюка, Армавира, Абинска, Кропоткина, Туапсе, Краснодара, Сочи и Майкопа. О собственной мусоропереработке периодически заявляют в Ростовской и Волгоградской областях, однако дальше деклараций дело пока не шло. Ситуация осложняется тем, что с 2011 года по всей России начнёт действовать запрет на сжигание мусора из-за выбросов в воздух тяжёлых металлов и других вредных веществ, а состояние полигонов ТБО близко к критическому — в среднем до 80% их площадей уже заняты под захоронения отходов. Таким образом, в решении проблемы утилизации отходов на юге России безотлагательно требуются качественные перемены.
Мусорный дебют
В конце июля в Наримановском районе Астраханской области состоится закладка мусоросортировочного комплекса (МСК) мощностью переработки 200 тысяч тонн ТБО в год и объёмом инвестиций почти в 700 млн рублей. Инвестор проекта — ЗАО «Астраханский Промышленный Экологический Комплекс» (АПЭК) — входит в столичную группу компаний «Эко-система», которая работает также в Барнауле, Томске, Перми и Белгородской области в сфере переработки отходов на мусоросортировочных комплексах. Ожидается, что МСК и новый полигон ТБО в Астраханской области будут введены в эксплуатацию до конца следующего года. Срок окупаемости проекта исчисляется из расчёта 5 лет эксплуатации.
Предприятие, расположенное всего в 10 км от центра Астрахани, станет первым из многих заявленных до кризиса аналогичных проектов, получившим реальное воплощение на юге России. По утверждению генерального директора «АПЭК» Игоря Лубенко, за последние 30 лет это первый подобный объект в Астраханской области и даже в Южном федеральном округе в целом, который качественно изменит не только подход к захоронению отходов, но и экологическую ситуацию в регионе.
Сегодня на территории будущего предприятия находятся в стадии завершения земляные работы по разработке котлована, формированию брустверов и проездов по ним, ведутся работы по обустройству наблюдательных скважин для мониторинга грунтовых вод с полигона ТБО, выполнена укладка геомембраны (противофильтрационного экрана). Генподрядчик — компания «АтомЭнерго Инжиниринг» — в две-три смены строит административно-бытовое здание предприятия, бокс для ремонта техники и штатного ограждения полигона. Как сообщила «Эксперту ЮГ» пресс-секретарь АПЭК Елена Гордеева, строительство полигона ТБО также идёт с опережением графика на 30%. Ожидается, что первая очередь полигона вступит в строй до конца текущего года.
В работе предприятия будет использоваться оборудование голландской фирмы Bollegraaff. Предполагается, что МСК будет отсортировывать бумагу, пластик, металлы, синтетику, резину, медицинские отходы. Всё полезное должно перерабатываться, безопасное — депонироваться на полигоны, опасное — подвергаться термическому уничтожению. По мнению министра ЖКХ Астраханской области Виктора Яковлева, «захоронение твёрдых бытовых отходов будет осуществляться по современной технологии. Это, в свою очередь, позволит Астрахани и близлежащим районам области забыть о проблемах по утилизации мусора минимум на двадцать лет».
Парад проектов
Вероятнее всего, наряду с астраханским МСК, в скором времени найдёт своё воплощение и сочинский «мусорный» проект. Главный стимул для его реализации — экологические требования Международного олимпийского комитета, перед которым федеральные власти в прямом смысле вряд ли захотят ударить в грязь лицом и пойдут на строительство необходимых перерабатывающих мощностей. В Сочи проблема утилизации отходов стоит особо остро, ибо на кону не только Олимпиада-2014, но и амбиции властей сделать Черноморское побережье более привлекательным для отечественных туристов и перенаправить потоки отдыхающих с пляжей Турции, Египта, Испании и восстанавливающего былую популярность Крыма в родные Туапсе, Геленджик и Сочи.
Сегодня же в районе агломерации Большого Сочи мусороперерабатывающих предприятий просто нет. Отходы ТБО из Туапсинского, Лазаревского, Хостинского и Адлерского районов до недавнего времени вывозились на полигон под Адлером, где раньше их просто сжигали в количестве 120 тысяч тонн в год. Свалка функционирует уже свыше 70 лет, и сегодня под неё занята территория в 12 га.
В Сочи сжигание мусора прекратили ещё в октябре 2008 года, когда в рамках экологической программы «Сочи-2014» была демонтирована 70-метровая труба мусоросжигательного завода. Предполагалось, что вслед за этим будет построен современный МСК с «нулевым сбросом» годовой мощностью в 240 тысяч тонн и стоимостью 30 млн евро. С началом кризиса эта работа затормозилась, а в январе текущего года вдобавок был закрыт полигон ТБО в Адлерском районе. Положение осложняется тем, что, по утверждению местных экологов, одна из стенок хранилища под проливными дождями начала разрушаться и есть угроза сползания свалки в ущелье, после чего отходы попадут в горную речку, а затем в море.
В администрации Сочи заявляют, что уже утверждена необходимая проектная документация по рекультивации полигона ТБО в Адлерском районе, а в междуречье рек Буу и Хобза будет построена вторая очередь МСК (первая должна обосноваться на старой объездной дороге). Пока же ТБО будут свозить на свалку в район посёлка Лоо, которую в будущем году также планируется рекультивировать. В то же время даже при «паспортной» мощности сочинского МСК в 240 тысяч тонн переработки на сегодняшний день Большой Сочи производит порядка 350 тысяч тонн ТБО в год, а при значительном количестве строительного мусора на олимпийских объектах и наплыве гостей Олимпиады это количество мусора ещё более увеличится, и куда девать избыток ТБО, пока неясно. Заместитель координатора общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко полагает, что сегодня вообще непонятно, где захоранивать отходы, поскольку на территории федерального курорта не допускается строительство полигонов ТБО, относящихся к категории опасных производств.
Об амбициозном проекте строительства мусороперерабатывающего завода два года назад объявили и власти Ставрополья, где был подготовлен проект краевой целевой программы «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2009–2013 годы». Согласно этому документу, предполагалось выделить порядка 6 млрд рублей на строительство сразу двух мусороперерабатывающих заводов — в Ставрополе и Лермонтове, входящем в кавминводскую агломерацию. Особый упор предполагалось сделать на строительство мощного (300 тысяч тонн) мусороперерабатывающего завода именно на густонаселённых Кавминводах, где ежегодно производится до полумиллиона тонн ТБО.
Инвестор — столичное ОАО «Дирекция экологических программ» (ДЭП) — собирался вложить в проект миллиард рублей и окупить его за 5–6 лет. Председатель совета директоров «ДЭП» Михаил Лазарев намеревался наладить на заводе полный цикл переработки ТБО. После разделения фракций на органическую и неорганическую предполагалось органику отправлять на компост и использовать в садово-парковом хозяйстве, а неорганические соединения (бумага, картон, стекло, железо, пенопласт, ПЭТ-тара, целлофан, впоследствии шины) спрессовывать для дальнейшей переработки. «ДЭП» рассчитывал начать строительство в прошлом году и через 15 месяцев запустить предприятие в эксплуатацию. Однако и это начинание было отложено из-за кризиса — по утверждению г-на Шевченко, «живых проектов» на юге России пока нет, есть одни заявления о намерениях.
Между тем, сегодня у бизнеса есть понимание, что мусоропереработка в России действительно может приносить прибыль. Так, по подсчётам отраслевых специалистов, из муниципальных бюджетов только на уничтожение опасных медицинских отходов выделяется порядка 80 рублей за килограмм переработанных материалов, то есть стоимость тонны медотходов в сутки составляет 80 тысяч рублей, а себестоимость утилизации — всего 8 тысяч. Иными словами, рентабельность составляет 90%. По аналогичной схеме можно зарабатывать и на утилизации металла, пластика, бумаги и пр. Поток мусора вряд ли уменьшится, поэтому дорогостоящее оборудование может окупиться быстро. Если первый мусороперерабатывающий завод на юге России окажется успешным проектом, за ним обязательно последуют другие.