Водоканал Санкт-Петербурга» представит 21 июля новый блок подготовки воды на Южной водопроводной станции. Строительство этого важнейшего объекта, предусмотренного инвестиционной программой предприятия, завершено в запланированный срок. Ввод нового блока подготовки воды, одного из самых современных в России, станет знаковым этапом в осуществлении программы модернизации системы водоснабжения города. Инновационный характер имеет и реализованный на юге города пилотный проект новой системы управления водоснабжением, позволяющий более чем на 40% снизить энергопотребление и значительно сократить потери в водопроводной сети. О развитии систем водоснабжения и водоотведения Петербурга, улучшении экологического состояния водоемов региона и повышении энергоэффективности в работе предприятия рассказывает генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Кармазинов.
– Как кризис отразился на программе развития объектов и инфраструктуры ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»?
– Не могу сказать, что кризис отрицательно повлиял на наши инвестиционные планы. Хотя, конечно, в чем-то работать стало сложнее. Тем не менее объемы финансирования наших программ в целом не сократились. Мы выполняем все свои обязательства.
Главный канализационный коллектор достраивается – финансирование по этому проекту не уменьшено, сроки ввода остаются прежними. В конце 2011 года завершим переключение прямых выпусков сточных вод на коллектор, а на следующий год достроим узел регулировки стоков (УРС) – это такая насосная станция на коллекторе, которая позволит в будущем не допустить его заиливания. Ввод УРС изначально планировался на 2012 год. Никаких проблем не возникло и со строительством блока подготовки воды К-6 на Южной водопроводной станции – мы запускаем его в эксплуатацию в нынешнем году: 21 июля состоится презентация. Это будет один из самых современных объектов в системе водоснабжения.
– В чем уникальность этого блока подготовки воды и планируется ли создание аналогичных объектов?
– Здесь применен принципиально новый подход к системе очистки воды. Похожие комплексы работают в Европе, и мы убедились, что они хорошо себя зарекомендовали. Один подобный блок работает на Майне, другой – на Дунае. Реки эти нельзя назвать абсолютно чистыми, но блоки выбранной нами модели прекрасно справляются с очисткой.
Впрочем, это не значит, что мы автоматически перенесли к себе существующую модель: как известно, в мире нет двух одинаковых рек, и, разумеется, наш блок построен с учетом технологии очистки именно невской воды. Производительность нового блока – 350 тыс. кубометров воды в сутки. Следующий блок планируем построить на Главной водопроводной станции – его мощность составит 500 тыс. кубометров. Затем блок аналогичной мощности появится на Северной водопроводной станции. В итоге более чем две трети воды в не очень отдаленной перспективе – уже до 2015 года – будет проходить очистку на основе новейших технологий. Разумеется, и сейчас вода очищается в соответствии со всеми установленными жесткими стандартами, она абсолютно безвредна и безопасна, но после ввода новых блоков мы получим серьезную подстраховку при выполнении этих стандартов.
– Насколько значительна программа строительства новых сетей водоснабжения?
– Оценивать ее в таких терминах – большая или не очень – наверное, все-таки неправильно. Любая программа определяется потребностями. Сегодня, когда речь идет о присоединении к различным инженерным сетям, вряд ли вы услышите претензии, что «Водоканал Санкт-Петербурга» кому-то отказал.
– Достаточна ли плата, которая установлена за присоединение?
– Опять-таки все зависит от конкретной ситуации. Когда осуществляется подключение абонентов не в условиях сложившейся застройки, а при формировании новых территорий, при реализации крупных девелоперских проектов (как, например, «Северная Долина»), наши затраты многократно превышают объем средств, получаемых в качестве платы за присоединение. И тогда разницу компенсирует бюджет города. Мы справляемся с инвестиционной нагрузкой. Инфраструктура, связанная с водоснабжением и канализацией, никоим образом не тормозит развитие города.
Чистые стандарты
– Каких результатов удалось достичь в вопросах повышения качества очистки сточных вод? Какова ситуация с выполнением нормативов Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря (ХЕЛКОМ)?
– В конце прошлого года мы обеспечили очистку 91% сточных вод Петербурга (до 1978 года они не проходили никакой очистки и напрямую сбрасывались в реки и каналы). В 2011 году, когда будет завершено переключение прямых выпусков на Главный канализационный коллектор, уровень очистки составит 95%. А к 2015 году «Водоканал Санкт-Петербурга» готов выйти на уровень 98%. Для достижения этого показателя параллельно с завершением строительства Главного канализационного коллектора мы активно работаем над еще несколькими значимыми объектами. Прежде всего потребуется возвести очистные сооружения в Металлострое и Ломоносове. Необходимо решить целый ряд проблем, связанных с переключением прямых выпусков по всей территории города, в том числе на Охте и на Петроградской стороне. Это тоже достаточно большая программа, которая также не подверглась какой-либо корректировке в сторону сокращения объемов.
– Много ли остается на карте города горячих точек, которые в свое время определил ХЕЛКОМ? Недавно из этого списка была исключена Центральная станция аэрации...
– Сегодня в зоне ответственности «Водоканала» осталась одна горячая точка, которую для удобства Хельсинская комиссия разделила на несколько «подточек». И эти «подточки» постепенно из списка исключаются.
Центральная станция аэрации, которую вы упомянули, – давно уже не проблемный объект: здесь выполняются все рекомендации ХЕЛКОМ, в том числе по содержанию азота и фосфора в очищенных сточных водах. Просто надо понимать, что между решением той или иной проблемы и ее исключением из списка горячих «подточек» проходит время – представители ХЕЛКОМ должны убедиться, что все требования действительно выполнены.
В ближайшие годы мы последовательно ликвидируем все такие «подточки». Для этого, в частности, сейчас достраиваем еще один коллектор в пригородной зоне – от Сертолово до Ольгино. На него будут переключены стоки, которые сейчас попадают в Черную речку, в реку Сестру, в озеро Разлив.
– Год назад завершена инвентаризация источников сброса неочищенных сточных вод в открытые водоемы Петербурга. Какая ведется работа по ликвидации стоков, в том числе бесхозных и нелегальных, какие меры принимаются «Водоканалом» и городскими властями?
– На основе инвентаризации родилась комплексная программа по прекращению сброса неочищенных сточных вод. Практически все бесхозные стоки ликвидированы. Мы поступали просто: забивали чоб и смотрели на реакцию в окрестностях. Если не происходило никакой реакции – значит, сток ничей. Но были случаи, конечно, когда находились владельцы.
К сожалению, пока остается много не переключенных стоков. Часть из них – те, за которые отвечает «Водоканал», – будет переключена в ближайшие годы, с этим полная ясность. Но есть еще прямые выпуски предприятий, и эту проблему тоже надо решать.
Мотивированная эффективность
– Вы как-то говорили, что выстраиваете новую систему работы с предприятиями по контролю за их сточными водами…
– Это большая работа, которая позволит через год сказать, что мы стали принципиально по-новому работать с абонентами. Помимо так называемых «поставщиков коммунальных услуг», то есть организаций, через которые обеспечиваются водой жители Петербурга, есть еще несколько десятков тысяч «прочих» абонентов – это предприятия, учреждения, организации, чьи сточные воды поступают в систему городской канализации. Оставив пока в покое больницы, школы и другие социальные учреждения, мы намерены разобраться в первую очередь с промышленными предприятиями, складами, ресторанами и т.д. Дело в том, что городские очистные сооружения не предназначены для очистки от специфических промышленных загрязнений: предполагается, что организации, в сточных водах которых такие загрязнения есть, должны сами от них очищать свои стоки. Если же это не делается, они должны платить за такой сверхнормативный сброс.
Работа ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с абонентами по контролю качества сбрасываемых в канализацию стоков до нынешнего года чем-то напоминала отношения ГИБДД с водителями: выскочили, зафиксировали сброс, выставили счет – и снова затаились. Сегодня такая работа уже не устраивает ни нас, ни абонентов: мы должны с каждым из них работать постоянно и системно. Ведь если абонент производит какой-то повышенный сброс, то это случается не раз в месяц, а регулярно.
Мы будем предлагать абонентам «задекларировать» свои сбросы (с учетом превышений, которые у них реально имеются) и на основе этих «деклараций» выставлять счета. В результате абонент будет платить не только за саму услугу по канализованию, но и за превышение содержания загрязняющих веществ в стоках. При этом «Водоканал», конечно, станет регулярно проверять, насколько состав сточных вод соответствует заявленному. Почувствуют абоненты, что сверхнормативные сбросы слишком дорого обходятся, – будут активнее решать вопросы с возведением локальных очистных сооружений. Как только состав стоков изменится в лучшую сторону – мы радостно это зафиксируем, и, соответственно, плата изменится. Кстати, мы готовы оказывать помощь абонентам в строительстве локальных очистных сооружений.
И еще один момент. Это, конечно, находится в компетенции городских властей, но, на наш взгляд, было бы правильно создать систему, при которой часть платежей предприятий за сверхнормативные сбросы могла бы направляться на создание локальных очистных сооружений на этих предприятиях. Ведь в конце концов цель штрафов – не получить деньги от предприятий и не разорить их, а навести порядок с водной экологией, прекратить сброс неочищенных сточных вод.
Приоритеты резервов
– В каких основных направлениях развивается политика энергоэффективности «Водоканала»?
– Разработана серьезная программа, рассчитанная на период до 2015 года. Мы намерены сократить потребность «Водоканала» в покупной электроэнергии почти вдвое. Для этого предусмотрен очень большой комплекс мероприятий, который, скажем так, начинает расставлять все точки над i. Одна из главных составляющих, безусловно, связана с использованием возобновляемых энергоисточников. Уже сегодня благодаря заводам по сжиганию осадка сточных вод – а у нас их три – мы не только решаем важнейшую экологическую задачу, обеспечивая безопасную для окружающей среды утилизацию этого осадка, но и частично обеспечиваем себя теплом и электроэнергией собственного производства (в процессе сжигания образуется в том числе пар, который используется для теплоснабжения и выработки электричества).
А в будущем планируем добавить в технологическую цепочку работы с осадком сточных вод метантенки – специальные сооружения, где в результате сбраживания осадка образуется биогаз, который станет сырьем для выработки электроэнергии. Кстати, мы намерены использовать не только осадок, который образуется на наших очистных сооружениях, но и привозной – органические отходы других предприятий. Таким образом мы почти полностью (на 85%) переведем энергопотребление канализационных очистных сооружений на собственные возобновляемые ресурсы. Формируется, по сути, новая отрасль энергетики: у кого-то возобновляемыми ресурсами оказываются вода, подземное тепло и т.д., а у нас это будет энергия от переработки осадка.
Есть и другое перспективное направление, связанное с оптимизацией системы управления водоснабжением и канализованием. Парадоксально, но в России на сегодня вообще нет системы водоснабжения и нет системы канализования – есть системы водоподачи и водоотведения. Однако между водоподачей и водоснабжением имеется большая разница. При водоподаче мы выдаем воду с определенными параметрами со станции, а дальше ее судьба носит стихийный характер – лишь по поступающим от населения жалобам мы узнаем, что где-то почему-то возникли проблемы. В случае же с водоснабжением мы четко знаем, где, когда, сколько и какого качества воды находится, и можем повлиять на эти параметры в каждой конкретной точке. Именно такую систему мы хотим создать в Петербурге. Первый пилотный проект – в микрорайоне с населением около 140 тыс. жителей (в зоне действия Урицкой насосной станции на юге города) – уже реализован. В результате энергозатраты сократились более чем на 42%, почти на 40% уменьшились потери воды. А в ближайшие годы мы намерены создать такую систему уже в масштабах всего Петербурга.
Санкт-Петербург