Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Опасная субмарина


Как сообщила РИА «Дейта» инициативная группа работников завода и жителей поселка Дунай, согласно государственному контракту, заключенному госкорпорацией «Росатом» с дальневосточным заводом «Звезда» (расположен в поселке Большой Камень Приморья), утилизация К-431 должна производиться на территории этого предприятия. Что вполне логично – специалисты ДВЗ «Звезда» имеют большой опыт по «распилу» АПЛ, на заводе успешно идет и реализация международного проекта «Глобальное партнерство», ориентированного на демонтаж и утилизацию списанных российских субмарин в Приморье. «Звезда» имеет хорошо оснащенный производственный комплекс по утилизации АПЛ, обеспечивающий ядерную, радиационную и экологическую безопасность, а также физическую защиту ядерных материалов.

Но на «Звезде» утверждают, что субмарина К-431 просто не выдержит транспортировки в Большой Камень. «Надо утилизировать эту атомную подлодку как можно скорее. Транспортировки на базу завода „Звезда” она не выдержит. А промедление с утилизацией может привести к плачевным последствиям. Поэтому было принято оптимальное решение – утилизировать ее в доке 30-го судоремонтного завода», – отметила представитель «Звезды» Инна Мамушкина. Выбор этого СРЗ в «Звезде» объяснили просто – завод находится ближе всего к бухте Павловского, где находится аварийная АПЛ. Планируется, что в плавучем доке завода лодке отсекут носовую и кормовую части, а три отсека, в которых находится вся система атомного реактора, будут закрыты в специальный саркофаг и отправлены в пункт изоляции аварийных подводных лодок в бухту Разбойник закрытого города Фокино (эта бухта также расположена неподалеку от 30-го предприятия). «Работы в реакторном отсеке, где произошла авария, вести не планируется. Выгрузка ядерного топлива, другие опасные работы в ходе утилизации проводиться не будут. Лодка находится на плаву уже 25 лет, корпус проржавел. В этом состоянии субмарина представляет большую опасность, чем работы по ее утилизации», – отметили в пресс-службе «Звезды».

Специалисты надеются, что транспортировка АПЛ в плавучий док будет проведена в июле. Работы по утилизации по плану должны занять три месяца и завершиться до наступления холодов. Вопрос об аренде «Звездой» плавучего дока, входящего в состав 30-го СРЗ, еще рассматривается. Заканчивается и разработка проекта утилизации, которую выполняет проектно-технологическое бюро «Онега» по заказу ДВЗ «Звезда». Все документы – обещают на заводе – будут подготовлены до начала работ.

30-й судоремонтный завод за утилизацию К-431 получит от «Звезды» более 70 млн рублей – сумму, равную расходам на разделку всей лодки и составляющую почти половину годового бюджета дунайского СРЗ. Тем не менее, жители поселка Дунай и коллектив завода выступают против утилизации подлодки на своей территории. Специалисты СРЗ уверены, что радиационная обстановка внутри и снаружи реактивного отсека остается опасной. «Последствия утилизации АПЛ непредсказуемы для предприятия и поселка. На 30-м СРЗ отсутствует проект утилизации субмарины, не известны результаты государственной экологической экспертизы проекта и оценка воздействия на окружающую среду», – говорится в обращении инициативной группы работников завода и жителей поселка. Согласно тексту письма, ФГУП «30-й СРЗ» жителей поселка поддерживает. Дунайцы предупреждают, что постановка подводной лодки в плавучий док местного судоремонтного завода вызовет социальный взрыв и обернется акциями протеста (в настоящее время уже собрано более 1,7 тыс. подписей против постановки подводной лодки в плавучий док). Первый митинг протеста, по данным РИА «Дейта», запланирован на 12 июля.

«Сколько наш поселок ядерных атак уже пережил, знаете? 1985 год – взрыв этой подводной лодки, в 2000 году из какого-то ядерного отсека тоже аварийной атомной подводной лодки вытекло, по-моему, ядерное топливо (правду до сих пор никто не знает), в тот жаркий день над заливом в километре от поселка висело красно-оранжевое облако, а поселок даже не хотели эвакуировать, в дорогой милиции посоветовали закрыть форточки, лечь на пол и помирать. И слава Богу, что тогда был безветренный день и облако то ли рассеялось, то ли осело, а то бы поминай как звали всех жителей поселка. Да что там говорить, сколько людей уже погибло в этих двух катастрофах… А сколько сейчас умирают от последствий, от облучения… Просто страх наводит… Ну так давайте и эту аварийную лодку к нам в док пригоним и взорвем ее там к чертям, одним неблагополучным поселком меньше, подумаешь…» – пишет на одном из форумов пользователь, представившийся как «житель Дуная».

Справедливости ради стоит отметить, что в словах анонима есть доля истины. Печально известная К-431 была построена еще в 1964-1965 годах в Комсомольске-на-Амуре и до 1984 года совершила семь автономных походов, пройдя за время службы более 181 тыс. миль. Первая авария на этой субмарине произошла 10 августа 1985 года: во время нахождения у пирса №2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) при перезарядке активной зоны реакторов на лодке из-за нарушения технологии подъема крышки реактора началась неуправляемая цепная реакция урана. В момент взрыва погибли восемь офицеров и два матроса. При этом ось радиоактивных осадков пересекла полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышла к морю на побережье Уссурийского залива. Протяженность шлейфа на полуострове составила 5,5 км (далее выпадение аэрозольных частиц происходило на поверхность акватории до 30 км от места выброса). Прибрежные поселки и города от радиации, к счастью, не пострадали, так как ветер дул по направлению к морю. Субмарину отбуксировали на мель, чтобы не допустить затопления лодки.

Руководство ДВЗ «Звезда» считает, что жители поселка и коллектив 30-го завода, выступая против разделки АПЛ, делают себе же хуже. Как сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на генерального директора «Звезды» Андрея Рассомахина, «еще до проведения мероприятий по очистке, которые мы провели, радиоактивный фон на АПЛ был в десять раз меньше, чем в 1985 году. Полураспад основного носителя радиации – кобальта-40 – длится пять лет. Никакой опасности для работающих на объекте людей нет, а тем более для жителей Дуная». По его словам, «Звезда» спасла 30-й СРЗ от банкротства, внеся 26 млн рублей в оплату долгов этого предприятия. И продолжает помогать заводу, предлагая в качестве субподрядчика заработать на утилизации концевых отсеков подводной лодки. «Самую „грязную” работу по распилке отсеков, подвергшихся наибольшему радиационному загрязнению, будут выполнять специалисты „Звезды”», – подчеркнул Рассомахин. До саммита АТЭС-2012 в Приморье не должно остаться ни одной «грязной» субмарины. Значит, двум предприятиям придется искать компромисс в споре.