Власти Карелии готовят масштабный инвестиционный проект по созданию комплексной системы водоочистки (КСВО) в городах и поселках республики. Сегодня сооружения по очистке канализационных вод, построенные еще в 1970-е – 1980-е годы, находятся в плачевном состоянии, а где-то их вообще нет. В результате большинство населенных пунктов сбрасывают практически неочищенные сточные воды, что приводит к ухудшению экологической ситуации в регионе, который делает серьезную ставку на развитие туризма.
Единая очистка
«Фактической датой начала проекта можно считать презентацию на конференции ХЕЛКОМ концепции реализации инвестиционных проектов по созданию региональной комплексной системы водоочистки на основе принципов государственно-частного партнерства, поддерживаемых Внешэкономбанком РФ (ВЭБ)», – рассказывает автор и разработчик проекта КСВО Карелии Леонид Мацуков. Этот проект был замечен, и в прошлом году для решения больного вопроса глава республики Сергей Катанандов обратился в ВЭБ.
Решить проблему предполагается за счет реализации крупного инвестпроекта на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Суть проекта – создание сети очистных сооружений в тех населенных пунктах, где ситуация с водоочисткой наиболее критична. По предварительным расчетам, на это потребуется 3,6 млрд рублей. Понятно, что региональный бюджет столь дорогостоящий проект не потянет, поэтому и был выбран вариант ГЧП. Для подготовки инвестиционного меморандума (документа, на основе которого предоставляется долгосрочный кредит госкорпорации ВЭБ) республика в декабре прошлого года выбрала уполномоченного агента – компанию «Петросоюз-Строй», которая заключила договоры с обслуживающими организациями муниципалитетов (водоканалами). Таким образом, более 20 малых городов и поселков Карелии объединились с целью улучшить экологию своих поселений.
По словам заместителя начальника управления по инвестиционному консультированию центра ГЧП Внешэкономбанка Руслана Мусина, в России подобные проекты есть, но они разрозненные. В Карелии же создается прецедент, когда на межмуниципальном уровне формируется комплексный республиканский проект, охватывающий на данный момент 22 поселения, где будут построены, реконструированы и модернизированы очистные сооружения. Как подчеркивает Леонид Мацуков, технологическая уникальность проекта состоит в объединении комплексов очистных сооружений в единую информационную систему и единый обслуживающий центр, что позволит сократить количество персонала, а также производить мониторинг стоков.
К делу
Сейчас бумажная работа над проектом вступает в самую трудоемкую фазу. Как рассказывает генеральный директор «Петросоюз-Строя» Евгений Кузьмин, в мае технические специалисты начинают сбор информации о необходимых работах в каждом муниципалитете. Причем это касается не только реконструкции очистных сооружений – это могут быть и работы по ремонту или воссозданию канализационных коммуникаций, водоподготовки и водоснабжения населенного пункта, поясняет он.
Далее будут составлены предварительные сметы работ, ТЭО и бизнес-план проекта. По словам Кузьмина, главная задача при составлении бизнес-плана проекта – определить прогнозный рост тарифов на ближайшие 10-12 лет, исходя из прогнозов инфляции и способности населения их оплачивать. Именно этот фактор станет ключевым при определении объемов финансирования и, как следствие, масштаба предстоящих работ.
Одновременно началась работа по подготовке законодательных актов на уровне республики и муниципалитетов, гарантирующих выполнение работ и возврат инвествложений.
По итогам этой работы будет предложена финансовая схема, которая должна устроить и Банк ВЭБ как кредитора, и инвестора, и республиканские и муниципальные власти. «К 1 октября 2010 года, если не будет форс-мажора, мы рассчитываем завершить работу по подготовке инвестиционного меморандума. Надеемся, уже зимой правительство Карелии сможет на конкурсной основе выбрать инвестора проекта, чтобы весной следующего года приступить к проектно-изыскательским работам», – поделился Кузьмин.
«Если проект окажется успешным, этот опыт планируется распространить и на другие регионы России. Поэтому ВЭБ относится к нему как к пилотному», – подчеркивает Руслан Мусин. Он пояснил, что существует несколько вариантов участия ВЭБ в проектах на основе ГЧП. В частности, банк может выступать гарантом по обязательствам инвестора, возможно участие в проекте кредитными финансами, а также участие в капитале проектной компании. В любом случае окончательное решение принимает правление банка, а если стоимость проекта превышает 5 млрд рублей – наблюдательный совет ВЭБ. Но в любом случае принятию решения будут предшествовать серьезная работа по формированию инвестиционного меморандума, принятие локальных нормативных актов, обеспечивающих реализацию проекта, выбор инвестора и подписание с ним правительством Республики Карелия соглашения о ГЧП, после чего победитель конкурса имеет право обратиться во Внешэкономбанк с инвестиционной заявкой.
Кроме того, к проекту могут проявить интерес и скандинавские страны, заинтересованные в улучшении экологической ситуации в Карелии, что дает ей неплохие шансы на получение грантов природоохранных фондов.
Санкт-Петербург