На полвека европейские «зеленые» проделали путь от маргинального молодежного протестного увлечения до респектабельной и почти консервативной политической силы. Ральф Фюкс, глава близкого к партии «Зеленые» немецкого Фонда имени Генриха Белля, рассказал «Эксперту», почему и как произошла такая трансформация и как «зеленая» идея изменила лицо Европы.
— В шестидесятые и семидесятые годы двадцатого века писатели и режиссеры мечтали о мощной космической экспансии — в первую очередь для добычи ресурсов в других мирах. Сегодня мы понимаем, что в лучшем случае человечество лет через десять, а то и двадцать пошлет двух-трех человек на Марс, чтобы водрузить там флажок. Зато у нас есть интернет, смартфоны и глобальное общество. Насколько связана эта трансформация развития человечества с «зеленой» идеей?
— Для «зеленого» движения важен тезис: мы должны довольствоваться нашей единственной планетой. И понимать, что Земля, от которой зависит наша цивилизация, не бесконечна. Что есть предельные нагрузки на экологическую систему, а перегрузки ударят по нам самим. В конечном итоге речь не идет о природе. Речь идет о будущем человеческой цивилизации.
В центре «зеленой» идеологии стоит не природа, а жизненные возможности людей. В шестидесятые годы существовал наивный прогрессистский оптимизм, с его научно-фантастической литературой. Для него была характерна вера в безграничный технический прогресс. Затем настала апокалиптическая фаза, когда утопии были поглощены сценариями катастроф. Будущее виделось разрушенным миром, в котором общества рухнули в борьбу за выживание. Сегодня мы находимся в другой фазе — когда речь идет о новом экологическом видении, о «зеленой» промышленной революции.
Технологические инновации сопровождаются изменением стиля жизни. Современный стиль жизни уже не ориентирован на максимизацию потребления. На повестке дня другие вопросы: а что такое качество жизни? Из чего состоит богатство? Что такое хорошая жизнь? Свою роль начинают играть такие факторы, как глобальная честность. Нам важно, в каких условиях произведен тот или иной товар, как его производство влияет на жизнь других людей. Стиль потребления смещается в сторону «меньше, но лучше». Однако это не аскеза, это не экологический кальвинизм. Речь идет о другом — о том, что качество становится важнее количества.
— Насколько нова «зеленая» идея? Ведь мечта о жизни в гармонии с природой появилась не в нынешнем веке и даже не в прошлом.
— Конечно, у «зеленой» идеи давние истоки, например, их следует искать в романтическом отрицании промышленной трансформации мира и критике растущего отчуждения от природы. Но сегодняшних «зеленых» нельзя выводить напрямую из этой романтической традиции. Они — современное интеллектуальное и политическое движение. И не только ввиду их позитивного отношения к технологическим инновациям — например, зеленые, как известно, делают ставку на эффективное использование ресурсов и на трансформацию энергетической системы на основе возобновляемых источников. Деуглеродизация на