Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Это не экологический кальвинизм»


На полвека европейские «зеленые» проделали путь от маргинального молодежного протестного увлечения до респектабельной и почти консервативной политической силы. Ральф Фюкс, глава близкого к партии «Зеленые» немецкого Фонда имени Генриха Белля, рассказал «Эксперту», почему и как произошла такая трансформация и как «зеленая» идея изменила лицо Европы.

В шестидесятые и семидесятые годы двадцатого века писатели и режиссеры мечтали о мощной космической экспансии — в первую очередь для добычи ресурсов в других мирах. Сегодня мы понимаем, что в лучшем случае человечество лет через десять, а то и двадцать пошлет двух-трех человек на Марс, чтобы водрузить там флажок. Зато у нас есть интернет, смартфоны и глобальное общество. Насколько связана эта трансформация развития человечества с «зеленой» идеей?

— Для «зеленого» движения важен тезис: мы должны довольствоваться нашей единственной планетой. И понимать, что Земля, от которой зависит наша цивилизация, не бесконечна. Что есть предельные нагрузки на экологическую систему, а перегрузки ударят по нам самим. В конечном итоге речь не идет о природе. Речь идет о будущем человеческой цивилизации.

В центре «зеленой» идеологии стоит не природа, а жизненные возможности людей. В шестидесятые годы существовал наивный прогрессистский оптимизм, с его научно-фантастической литературой. Для него была характерна вера в безграничный технический прогресс. Затем настала апокалиптическая фаза, когда утопии были поглощены сценариями катастроф. Будущее виделось разрушенным миром, в котором общества рухнули в борьбу за выживание. Сегодня мы находимся в другой фазе — когда речь идет о новом экологическом видении, о «зеленой» промышленной революции.

Технологические инновации сопровождаются изменением стиля жизни. Современный стиль жизни уже не ориентирован на максимизацию потребления. На повестке дня другие вопросы: а что такое качество жизни? Из чего состоит богатство? Что такое хорошая жизнь? Свою роль начинают играть такие факторы, как глобальная честность. Нам важно, в каких условиях произведен тот или иной товар, как его производство влияет на жизнь других людей. Стиль потребления смещается в сторону «меньше, но лучше». Однако это не аскеза, это не экологический кальвинизм. Речь идет о другом — о том, что качество становится важнее количества.

Насколько нова «зеленая» идея? Ведь мечта о жизни в гармонии с природой появилась не в нынешнем веке и даже не в прошлом.

— Конечно, у «зеленой» идеи давние истоки, например, их следует искать в романтическом отрицании промышленной трансформации мира и критике растущего отчуждения от природы. Но сегодняшних «зеленых» нельзя выводить напрямую из этой романтической традиции. Они — современное интеллектуальное и политическое движение. И не только ввиду их позитивного отношения к технологическим инновациям — например, зеленые, как известно, делают ставку на эффективное использование ресурсов и на трансформацию энергетической системы на основе возобновляемых источников. Деуглеродизация на