С 1 января 2011 года в Казахстан будет запрещен ввоз автомобилей, не отвечающих стандарту ЕВРО-3. Вместе с тем находящиеся в эксплуатации автомобили, не отвечающие новому стандарту, будут эксплуатироваться до полного физического износа.
Стандарты введены Европейской экономической комиссией ООН и призваны улучшить экологическую ситуацию. Они ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ.
Напомним, что впервые нормы по токсичности отработавших газов автомобиля ЕВРО-1 введены в 1993 году, ЕВРО-2 — в 1996 году. При переходе с одного стандарта на другой требования по выбросам ужесточены в среднем в 1,5 раза. Поэтому выполнить их могли только бензиновые двигатели с системами впрыска топлива и каталитическими нейтрализаторами.
Нормы ЕВРО-3 в Европе введены в 2000 году. Они, в частности, оговаривают параметры холодного пуска и одновременно сокращают объем токсичных допустимых выбросов примерно на 25% по сравнению с ЕВРО-2, или в 2,5 раза по сравнению с ЕВРО-1.
Сегодня в Европе действуют нормы ЕВРО-4, введенные в октябре 2006 года. Они примерно в 2 раза жестче, чем ЕВРО-3. При этом для дизельных грузовых автомобилей в 2009 году вступил в силу новый стандарт — ЕВРО-5, тогда как для легковых автомобилей он еще не разработан.
В силу экономических причин постсоветское пространство существенно отстает по темпам внедрения стандартов. ЕВРО-2 принят Россией осенью 2005-го, Казахстаном — с 15 июля 2009 года. Этот стандарт также уже давно действует в Украине и Узбекистане.
В Азербайджане же, к примеру, только с 1 июля 2010 года внедряется ЕВРО-2.
Евростандарты применяются не только в отношении автотранспорта, но и топлива. В Казахстане в отношении топлива стандарт ЕВРО-2 был введен с 1 января 2010 года, ЕВРО-3 планируется ввести не позднее 1 января 2014 года, а EВРО-4 — 1 января 2016 года. В отношении автотранспорта стандарт EВРО-2 был введен 15 июля 2009 года, переход на EВРО-3 запланирован на 1 января 2011 года, EВРО-4 — 1 января 2014 года.
Конечно, соблазн быстро догнать Европу по качеству топлива велик. Так, еще в начале июня директор по переработке и маркетингу нефти АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) Данияр Тиесов заявил, что в 2015 году Казахстан перейдет на ЕВРО-4, а наиболее рациональным с точки зрения оптимизации инвестиций был бы переход с ЕВРО-2 сразу на ЕВРО-4. Для чего сейчас идет модернизация Атырауского, Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Причем перед предприятиями поставлена задача, не выполнить которую они просто не могут. Как заявили в КМГ, «если отечественное производство к этому сроку (2015 году) не будет соответствовать требуемым стандартам, оно будет закрыто». Улучшить качество топлива вынуждают Казахстан и его обязательства в рамках Таможенного союза: в России и Беларуси уже идет модернизация заводов.
Казахстану на самом деле необходимо быстрее внедрять евростандарты. Так, в России подсчитали, что с переходом Москвы на ЕВРО-4 ожидается снижение в 7—8 раз числа онкологических заболеваний, обусловленных выбросами автотранспорта, в 2,5—3 раза — случаев смертности от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний и в 8—10 раз — обращений за скорой медицинской помощью по поводу болезней органов дыхания.
Казахстан, затягивая процесс перехода, может столкнуться с очевидными рисками. Россия и Китай находятся в зоне EВРО-3, из-за чего Казахстан, даже после введения EВРО-2, остался отстойником для стока старых экологически вредных автомобилей. В то же время в силу отсутствия жестких требований по токсичности выбросов казахстанский покупатель не заинтересован приобретать экологически чистый транспорт.
Внедрение ЕВРО-3 станет причиной роста цен на автомобили на вторичном рынке. В соответствии со стандартом ЕВРО-2 в Казахстан запрещен ввоз европейских авто старше 1997 года, ЕВРО-3 — старше 2001 года выпуска.