Завершившийся на прошлой неделе Парижский автосалон проходил на фоне неутешительных данных о состоянии продаж машин в Старом Свете. Закончилось действие государственных утилизационных программ, и европейский автомобильный рынок опять сокращается: по итогам сентября его объемы упали более чем на 10%. Особенно тяжелое положение на самом крупном авторынке континента — в Германии, где продажи машин за девять месяцев текущего года рухнули на 27% (до 2,2 млн). Пессимистически выглядят и прогнозы: ожидается, что европейский рынок по итогам текущего года сократится примерно на 7% (до 12,7 млн автомобилей), при этом в следующем году падение продолжится, правда, уже не такое интенсивное: ожидается, что в 2011 году рынок упадет примерно на 1,5%, до 12,5 млн единиц.
На этом сером фоне весьма позитивно выглядят последние новости из России: по итогам сентября реализация новых машин подскочила аж на 55% (до 66 тыс. штук), а за девять месяцев нынешнего года российский автомобильный рынок вырос на 18%. Внушительный рост наблюдается и в Китае, в августе он составил 59% (до 977 тыс. штук), а за первые восемь месяцев года спрос на машины увеличился на 31% (до 9,4 млн штук). Оптимизм внушает и прогноз развития рынков Бразилии и Индии (см. график). Участники автосалона не скрывали, что рост продаж в странах с развивающейся экономикой призван компенсировать потери на домашних рынках. «Чтобы успешно существовать, сейчас нужно быть глобальной автомобильной компанией, то есть развивать бизнес не только дома, но и в других странах, — подчеркнул в интервью “Эксперту” Фредерик Банзе, генеральный директор компании Сitroёn. — Сейчас многие автопроизводители, в том числе наша компания, связывают свое будущее с развитием деятельности, в частности, в Китае, который уже стал автомобильным рынком номер один в мире. В России после драматичного падения в прошлом году продажи тоже быстро увеличиваются, и мы убеждены, в ближайшие годы они будут продолжать расти».
К теме роста в странах с развивающейся экономикой так или иначе обращались все участники крупнейшей европейской автомобильной выставки. Так, глава Peugeot Винсент Рамбо заявил, что как минимум треть всех продаж новейшей модели Peugeot 508 придется на Китай. Руководство Citroёn подчеркнуло, что продажи элитной серии DS в Китае уже превысило объемы реализации этой серии в Европе. А на своей главной пресс-конференции на автосалоне топ-менеджмент Nissan подчеркнул, что за последний месяц продажи марки в России выросли на 80% и Россия для Nissan становится одним из главных европейских рынков.
Кризис продаж не только вызвал поворот к третьим странам, но и стимулировал процессы консолидации европейской автомобильной отрасли. Руководители крупных компаний сделали в Париже ряд примечательных заявлений о сотрудничестве и возможном слиянии. В частности, глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил об углублении сотрудничества с корпорацией General Motors и Daimler. В рамках этого процесса Renault объединится с GM для выпуска минивэнов, а Nissan, вероятно, будет использовать платформы автомобилей Mercedes-Benz для выпуска своего премиум-бренда Infiniti. Руководство Daimler говорило о возможном альянсе с Toyota Motor в области гибридных автомобилей. Топ-менеджеры Saab подтвердили, что будут использовать для ряда своих моделей моторы BMW. Наконец, председатель концерна Volkswagen Фердинанд Пиех заявил, что они рассматривают возможность поглощения итальянской Alfa Romeo. Руководство концерна Fiat, которому принадлежит известный итальянский бренд, такую возможность подтвердило.
Сила тока
Особой темой нынешнего Парижского автосалона стали электрические автомобили, широкая продажа которых стартует в Европе этой осенью. Стало очевидно, что уже сейчас на этом поле разворачивается нешуточная конкурентная борьба. Первопроходцем здесь выступает группа PSA Peugeot Сitroёn. На стенде Citroёn публика пыталась втиснуться в электромобильчик Citroёn C-Zero, который уже сейчас можно приобрести в салонах дилеров. Чуть поодаль толпа стояла возле Peugeot iOn, еще одной машинки, работающей от электророзетки. Обе модели имеют одну технологическую основу, созданную в сотрудничестве с японской Mitsubishi, которая тоже начинает продажи в Европе электромобиля под названием i-MiEV. Все это субкомпактные городские модели, куда с трудом худо-бедно могут уместиться четыре человека и минимум багажа. Эти машинки заряжаются от обычной электророзетки, 4–6-часовой зарядки хватит на 150 км с максимальной скоростью езды 130 км/час. Правда, цена новых транспортных средств пока разочаровывает — 30 тыс. евро. Сомнительно, что европейцы будут в массовом порядке покупать маленькую тесную машинку с ограниченным пробегом, которая стоит как вместительный полноразмерный седан.
Больше шансов на успех имеет стратегия альянса Renault-Nissan, который в ближайшие месяцы намерен захватить лидерство на этом рынке. В январе 2011 года в розничную продажу поступит сначала городской хэтчбек Nissan Leaf, чуть позже придут электромобиль гольф-класса Z.O.E., полноразмерный электрический седан Renault Fluence и, наконец, коммерческий автомобиль Renault Kangoo. Таким образом, Renault-Nissan станет первым автопроизводителем, который предложит электромобили сразу в нескольких ключевых сегментах рынка. Всего в ближайшие два-три года концерн намерен начать продажи восьми моделей на электротяге, инвестировав в их разработку и производство порядка 4 млрд евро. При этом Renault выбрал и оригинальную ценовую политику. Карлос Гон заявил, что электромобили будут стоить примерно столько же, сколько обычные машины такого же класса: например, электрический Kangoo будет продаваться за 15 тыс. евро, а Fluence — за 21,3 тыс. евро. Но за эти деньги покупатель получит автомобиль без учета стоимости аккумуляторов, их он будет брать в аренду за 79 евро в месяц. С учетом того, что одноразовая зарядка батареи от электросети и, соответственно, пробег на 160 км обойдется автовладельцу всего в два евро, расходы на аренду батарей будут соизмеримы с затратами на покупку традиционного топлива, а возможно, даже ниже.
Вслед за группой PSA и альянсом Renault-Nissan электромобили в ближайшее время намерены начать продавать и другие компании: Ford (Transit в 2011-м и Focus в 2012 году), Audi (e-Tron в 2012-м), Smart (ForTwo в 2012-м), BMW (Megacity в 2013-м). На существенную долю рынка будет претендовать Volkswagen с тремя моделями: Golf blue-e-motion, E-Up, E-Jetta; начало их продаж намечено на 2013 год. Производители электромобилей считают, что к 2020 году доля машин с электромоторами займет до 10% всего мирового автомобильного рынка, а их ежегодные продажи будут достигать 6 млн штук. Хотя некоторые автопроизводители (в первую очередь Toyota) пока делают упор на гибридные автомобили, где работа электромотора сочетается с работой двигателя внутреннего сгорания, однако сторонники электромобилей считают, что гибридные модели — это промежуточный вариант между традиционными транспортными средствами и машинами будущего.
Машины для России
Если для Европы электромобили уже реальность, то для России, пожалуй, они еще долго будут оставаться экзотикой. Один из основных сдерживающих факторов — батареи. Они в электромашинах пока еще не очень приспособлены к нашим холодным зимам. Впрочем, на автосалоне представители компаний в очередной раз подтвердили намерение в ближайшие годы устранить этот недостаток и начать продажи моделей на электрическом ходу и на российском рынке.
Пока же российским покупателям адресованы машины традиционной конструкции. И прежде всего те, которые скоро начнут производиться на территории РФ. Это, например, новый Citroёn C4, он заметно подрос в размерах, а объем его багажника один из самых больших в своем классе — 408 л. Кроме того, новая машина может похвастаться передовыми электронными функциями, такими как слежение за слепой зоной (которая не видна водителю в зеркала заднего вида) и за дорожной разметкой, здесь есть даже электронный массажер в передних креслах, что редкость в автомобилях этого класса. Одним из ближайших конкурентов французского автомобиля должен стать новый хэтчбек Chevrolet Cruze, предсерийный концепт которого с преображенной задней частью показали в Париже. Вероятно, к его сборке на заводе GM под Петербургом приступят до конца следующего года (сейчас там выпускают новый Chevrolet Cruze в кузове седан). А на заводе Nissan под Петербургом скоро будет выпускаться и представленный на выставке обновленный Nissan X-Trail — он несколько изменился внешне (решетка радиатора, задние фонари и т. д.), а также получил новые настройки двигателя и подвески.
Среди других премьер Парижа резонансным для российского рынка, безусловно, станет новый Volkswagen Passat, который в России продолжает занимать лидирующие позиции в размерном классе D. Новый Passat не очень изменился внешне, зато вооружен новейшими технологиями и электронными опциями. Это активный круиз-контроль (может полностью самостоятельно останавливать автомобиль в транспортном потоке), адаптивные неслепящие фары (не нужно ночью переключать дальний свет на ближний, чтобы не мешать встречным машинам), система «старт-стоп» (выключает двигатель во время остановки, например в пробке), а багажник в машине будет открываться, когда хозяин с электронным ключом в кармане просто проведет ногой под кромкой заднего бампера — это удобно, когда руки заняты.
Важными для российского рынка можно назвать уже упомянутую модель Peugeot 508 (абсолютно новый автомобиль, пришедший на смену Peugeot 407), кардинально изменившийся Сhevrolet Aveo, новый минивэн Chevrolet Orlando, Opel Astra Coupe, компактвэн Hyundai ix20, новый красивый автомобиль премиальной линейки Citroёn — DS4. Скоро к нам приедет и обновленный городской автомобиль Mazda2 (машина заметно посвежела за счет выразительных дополнений в оформлении деталей как изнутри, так и снаружи), шансы на успех имеют новый седан бизнес-класса Kia Optima и универсал Volvo V60. У последней машины фирменная вольвовская автоматическая система торможения: когда на дороге неожиданно появляется пешеход, другой автомобиль или неподвижное препятствие и водитель не успевает отреагировать, машина производит торможение самостоятельно вплоть до полной остановки.
Дорогие мои
Выставка в Париже запомнилась и рядом примечательных премьер в премиум-сегменте. Участники салона в очередной раз констатировали: продажам дорогих машин кризис не критичная помеха. «В текущем году продажи автомобилей нашей марки во всем мире продолжают расти, например, по итогам августа они увеличились на 12,5 процента, — заявил на пресс-конференции Иан Робертсон, член совета управляющих BMW. — По итогам текущего года мы ожидаем прирост продаж на 10 процентов, до 1,4 миллиона автомобилей. Наша задача — стать в этом году мировой маркой номер один в премиум-классе». В Париже BMW выложил одну из своих козырных карт в розыгрыше звания самого массового премиум-производителя — обновленный компактный кроссовер BMW X3. Модель преобразилась кардинально, и прежде всего стала более вместительной. Примечательно, что сразу после премьеры было объявлено о появлении новой машины в России уже в следующем месяце и о цене на нее — она начнется с 1,7 млн рублей.
Горячую новинку, которую, скорее всего, ожидает восторженный прием, в том числе на российском рынке, представила и марка Land Rover. В том же классе компактных кроссоверов она рассчитывает на внимание покупателей к новой модели Evoque. Самый маленький, легкий, экономичный в семействе Land Rover кроссовер Evoque выделяется яркой и броской внешностью, а также необычным типом кузова—купе, который редко встречается в этом классе. Производитель предполагает, что немалую часть покупателей новой машины составят женщины.
Стильной и эмоциональной получилась и обновленная модель Mercedes-Benz CLS, которая в свое время заставила говорить о появлении оригинального типа кузова «четырехдверное купе». Новая машина — атлетически-спортивная, с выдающимися технологическими новшествами, достаточно указать на внешнее освещение исключительно светодиодными лампами. Конкуренцию Mercedes-Benz CLS составит Audi A7 — тоже «четырехдверное купе», очень красивое и изящное, чего стоит только деревянная отделка под палубу яхты в некоторых модификациях.
Немало было в Париже и оригинальных концепт-каров. Например, Nissan видит городской автомобиль концептом Nissan Townpod. По мысли создателей автомобиль — это электронный гаджет, он может, например, синхронизироваться со смартфоном или домашним компьютером своего владельца: если у вас на определенный час назначена встреча, машина сама заблаговременно проложит маршрут к нужному адресу. А по замыслу создателей концепт-кара Citroёn — автомобиль — это продолжение одежды человека. Новая машина — плод сотрудничества с известным производителем одежды Lacoste, и некоторые карманы и отделения в интерьере застегиваются на молнию; кроме того, эта открытая машина сама автоматически закрывает крышу, когда начинается дождь. В городской концепт-кар Kia Pop пассажир может забираться на заднее сиденье через дверь багажника, а создатели электрокара будущего Renault DeZir доказывают, что и динамичный спорткар может заряжаться от электророзетки. Машина удивила зрителей своими дверями, которые поднимаются вверх, причем в разные стороны, и отсутствием заднего стекла, поскольку обзор обеспечивают встроенные в заднюю часть видеокамеры.
Фото автора