На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию: правительство Японии уверяет мировое сообщество в полном контроле за ситуацией, которое выражает соболезнования и переживает по поводу АЭС. Ведь вероятность того, что последствия аварии могут оказаться катастрофическими, очень велика. Сегодня Росатом заявил, что информации, которую им поставляют японские власти, недостаточно для точного анализа ситуации. Необходимо понимать, имеется скрытая информация или нет. Радиационные и сейсмические службы во всем мире работают в режиме чрезвычайной ситуации.
Радиационный фон, по словам японского правительства, не изменился, и опасности для мирового сообщества не представляет. Также сегодня утром секретарь Примгидромета Варвара Коридзе в комментарии для РИА «Новости» сообщила: «Показатели радиационного фона в Приморье после очередного взрыва на АЭС в Японии не изменились. Как и утром, они составляют от 12 до 15 микрорентген в час. Это значительно ниже верхней черты естественного гамма-фона».
Хочется напомнить, что поврежденный реактор «Фукусима-1» был запущен компанией ТЕРСО в марте 1971 года, является самым старым и маломощным реактором (439 МВт) семейства «Фукусима». По неофициальным данным, система охлаждения и до землетрясения находилась не в лучшей форме. А фотографии повреждений после цунами отчетливо показывают, что все береговые охладительные насосные станции были полностью уничтожены. Неработающая система охлаждения приводит к перегреву топлива. Для предотвращения спекания и охлаждения реактора сейчас туда заливают морскую воду, но пока давление повышается, сообщает ИТАР-ТАСС.
В отличие от работающего на урановом топливе энергоблока №1, энергоблок №3 для получения энергии использует смесь окиси урана и окиси плутония. Ученые считают такую смесь ядерного топлива более опасной и нестабильной.
Использование плутония помогает увеличить производство электроэнергии. Такая смесь увеличивает потенциал горения в реакторе, соответственно, энергии также выделяется на порядок больше. И именно этот факт создает новую проблему, в случае плавки топлива при неработающей системе охлаждения плутоний создает дополнительную опасность серьезного пожара. При аварийной ситуации выброс радиоактивных веществ будет больше, взрыв сильнее. Для предотвращения пожароопасной реакции в морскую воду, заливаемую в реактор, добавляют раствор бора.
На самом деле стоит принять во внимание то, что Япония – это страна, в которой государство было готово к сейсмической активности, и, несмотря на это, последствия взрыва на АЭС все еще могут быть колоссальными и принести много бед. Опасность подобных аварий состоит не только в выбросе радиоактивных веществ, таких как цезий и стронций, – опасность состоит в длительном периоде распада этих элементов (около 30 лет). Отдельные выбросы цезия уже были замечены на территории АЭС, и очень слабо верится в то, что «территория их (выбросов) распространения незначительна». Из-за подобного рода загрязнений радиус «зоны отчуждения», непригодной для проживания человека и любой хозяйственной деятельности, может вырасти до 500 км. Примерно такой ход событий предсказывает немецкий ученый Себастиан Пфлюгбайль в интервью Deutsche Welle. Для Японии с ее плотностью заселения подобные потери территории могут оказаться фатальными.
Хочется надеяться, что власти Японии отдают отчет в своих действиях и в случае неизбежности дальнейших аварий и других выходах ситуации из-под контроля открыто попросят помощи и раскроют все карты. Ведь пока мы можем только гадать, получаем мы всю информацию или она фильтруется.