Решение о том, что по территории Новгородской области пройдет 185 км новой магистрали, которая свяжет две российские столицы, было принято еще в далеком 2006 году. Но реализация этого решения началась только три года спустя: по заказу ФГУ «Дороги России» и генерального проектировщика — института по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект» — специалисты «Новгородстройпроекта» приступили к проектированию новгородского участка скоростной платной дороги (СПАД, так ее здесь кратко называют). Как и полагается, специалисты новгородского проектного предприятия, прежде всего, согласовали ось будущей дороги с областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, уточнив, в первую очередь, наличие на этом направлении особо охраняемых природных территорий (ООПТ). «И уже когда работа была в разгаре, — рассказывает Дмитрий Насонов, руководитель «Новгородстройпроекта», — выяснилось: чиновники природоохранного комитета выдали нам недостоверную информацию. Не было памятников природы и на план-схеме, полученной нами из администрации Окуловского муниципального района».
О том, о чем забыли чиновники, хорошо помнили экологи и другие общественные активисты: в Окуловском районе Новгородской области, на пути следования автобана, расположен памятник природы «Заручевье». Новгородский клуб «Экология» уже начал активно отстаивать особо охраняемую природную территорию, где когда-то располагалась дворянская усадьба известного ботаника и агронома Николая Железнова, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, основателя и первого директора Петровской земледельческой и лесной академии, позже преобразованной в Тимирязевскую. Заповедник примечателен еще тем, что в середине XIX века ученый заложил вблизи родовой деревни лесной питомник с сибирскими и европейскими пихтами, туями и кедрами. А в 1856 году создал первую в России гончарную дренажную систему. Памятником природы этот красивый уголок окуловской земли стал в 1977 году: тогда было принято решение Новгородской областной думы, сделавшее его особо охраняемой природной территорией. Но, как водилось в советские времена, ни четких границ памятнику никто не обозначил, ни паспорт на него не составил. А значит, и на кадастровый учет объект поставлен не был. Собственно, такое же документальное «досье» оказалось и у подавляющего большинства из 135 памятников природы регионального значения. Вот почему о «Заручевье» забыли и областные природоохранные чиновники, и муниципальная власть.
Экологи же развернули методичную борьбу за спасение памятника природы, настаивая на переносе автобана в обход «Заручевья». Но и проектировщики не сидели, сложив руки. Им было жаль своего труда, да и просто хотелось убедиться — есть ли там что охранять? «Мы взяли на себя затраты, — рассказывает Дмитрий Насонов, — и направили группу ученых Новгородского госуниверситета — экологов, биологов, мелиораторов — исследовать ООПТ. Осенью прошлого года экспедиция была завершена. Ученые пришли к единому мнению: ценных, времен Железнова, пород деревьев в «Заручевье» не осталось, теперь там смешанный, неухоженный лес, совершенно нет дорог, поэтому памятник природы недосягаем для туристов. Разрушена и дренажная система. Копию заключения мы предоставили руководителю клуба «Экология» Инессе Почетовой. Но ее этот документ, конечно, не устроил. Мы же, обойдя усадебные места, провели автомагистраль по самому краю ООПТ».
Стоит заметить, что в процесс втянулась и природоохранная прокуратура области, куда обратился клуб «Экология». В отличие от экологов, прокуроры не были столь категоричны и сочли достаточным направить представление недавно созданному областному государственному учреждению — дирекции по управлению ОППТ, предлагая привести в надлежащий порядок документы на ООПТ.
Но проблемы с «Заручевьем», безусловно, дошли и до заказчика. Федеральная структура не хотела, чтобы события на Новгородчине пошли по хорошо известному «Химкинскому сценарию». В Великий Новгород прибыл целый десант представителей Росавтодора. Компромиссное решение пытались найти на совещании у губернатора Сергея Митина. «Диалог был жестким, — рассказывает вице-губернатор Александр Смирнов, — но завершился он все-таки в другой тональности. Представители Росавтодора сначала раздраженно обещали сделать «крюк» и уйти далеко от «Заручевья», что, несомненно, обернулось бы миллиардными затратами. Мы же предложили вариант, цена которого была в сотни раз дешевле: пустить автобан по краю «Заручевья» и одновременно обустроить подъезды к памятнику природы, сделав его доступным для людей. Вместе с проектными работами Росавтодору по предварительным подсчетам это станет в 100 млн рублей».
Разговор, конечно, коснулся и использования местных материалов для отсыпки насыпи земляного полотна и песчаного подстилочного слоя дороги. Представители Росавтодора, говорит вице-губернатор, пошли на торг: если региональная власть не снимет проблему «Заручевья», спидвей будет строиться привозными материалами. Заметим, объемы требуемых инертных материалов настолько велики, что их стоимость едва ли не вдвое превышает годовой бюджет региона (26 млрд рублей). Ну, и какой же, скажите, глава региона позволит, чтобы собственный бизнес, имеющий лицензии на разработку карьеров с песком, песчано-гранитных смесей и т.д, положил зубы на полку, не заработал деньги, не пополнил казну?
Сегодня, когда «иных уж нет, а те далече», Сергей Митин и его команда вынуждены искать варианты, при котором «и овцы целы, и волки сыты», под нарастающими протестными настроениями новгородских экологов. На днях они обратились с открытым письмом к депутатам Законодательного собрания, призвав их не принимать закон об ООПТ без независимой экспертизы и обсуждения с общественностью. А проект закона, подготовленный комитетом по охране окружающей среды и природным ресурсам (с новым руководителем и обновленной командой), внесенный в областную думу губернатором Сергеем Митиным, депутаты в конце мая приняли в первом чтении. Правда, с оговоркой, что его нужно обсудить с общественностью. Понятно, обсуждать документ будут не на площади: он уже вывешен на сайте комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов. Для принятия конструктивного решения сформирована и экологическая комиссия, 8 июня она соберется для первого разговора.
Собственно, разговор об охраняемых природных территориях и об их ревизии давно назрел. И региональная власть готовилась к нему заранее. Еще в марте губернатор дал поручение недровикам — управлению недропользования и геоинформации — провести анализ ООПТ на территории области. Недровики наложили схему охраняемых природных территорий на электронную карту фонда недр, и сделали вывод: из 135 ООПТ экономический интерес представляют 80. В зоне природных памятников находятся 87 месторождений песчано-гравийных смесей, валунов, легкоплавных глин, известняка для обжига на известь и т.д. Тут же — еще 90 перспективных площадей и проявлений полезных ископаемых, включая огнеупорные глины, доломиты и строительные пески. Запасы практически каждого из 87 месторождений, хранящихся в природной кладовой», оцениваются специалистами в десятки миллионов кубометров.
Для строительства 185 км новгородского спидвея, по информации главного инженера проекта автомагистрали, сотрудника института «Новгородстройпроект» Светланы Федоровой, потребуется около 15 млн кубометров насыпи (песок, песчано-гравийная смесь, щебень и т.д.). Почти миллион кубов земли предстоит «вынуть» под дорожное полотно. А еще предстоит построить дорожную инфраструктуру. Несложно догадаться, насколько востребованными будут инертные материалы, применяемые при строительстве дорог такого класса! Чтобы поспеть за дорожниками, у новгородского бизнеса есть еще два года — непосредственно строительство скоростной магистрали начнется в 2013 году. А в этом году новгородские проектировщики должны сдать свою работу федеральным экспертам.
Автобан, рассказывает Светлана Федорова, заходит в Новгородскую область в Окуловском районе, минуя все населенные пункты. Далее тянется через Маловишерский, Новгородский и Чудовский муниципальные районы, между границами двух заповедников — Валдайского национального парка и Заозерской водно-ледниковой гряды. По пути следования спидвея предстоит построить четыре транспортные развязки разных уровней, 27 путепроводов, 33 моста, девять АЗС, 10 оборудованных площадок для отдыха и четыре пункта оплаты проезда. В ценах нынешнего года в новгородский участок спидвея будет инвестировано 85,2 млрд рублей! По оценкам специалистов, больше половины стоимости дороги — это стоимость материалов. Чьи они будут: карельские, вологодские ленинградские или все-таки новгородские? Вопрос пока остается открытым.