Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Побыстрее бы


«У нас область энергодефицитная, здесь уже существует атомная промышленность, есть несколько реакторов. Есть квалифицированные специалисты. Строительство атомной станции добавит в экономику области новые рабочие места и низкие тарифы на электричество. Мы за строительство, но решение принимает не область, а „Росатом”. Новая станция будет построена по современным технологиям, она практически безопасна», – высказал он журналистам точку зрения региональных властей.

В Челябинской области более полувека работает один из основных ядерных объектов страны – ПО «Маяк» (предприятие занимается выполнением оборонного заказа, переработкой и утилизацией ядерных отходов, производством радиоактивных изотопов). Поэтому еще в советское время неподалеку от него было решено построить гражданскую атомную станцию из двух блоков с реакторами на быстрых нейтронах. Однако в 1990 году стройка была остановлена. Причиной этого чаще всего называют протесты общественности, которые после аварии на Чернобыльской АЭС прокатились по всей стране и вызвали остановку строительства всех новых атомных станций. Однако бывший генеральный директор «Маяка» Виталий Садовников (руководил предприятием до июля 2007 года) считает, что «строительство Южно-Уральской АЭС было остановлено не из-за общественного мнения, а из-за отсутствия денег в первую очередь. Именно на этом мы понесли колоссальные потери. Если бы строительство состоялось 15 лет назад, то мы бы получили уникальный работающий комплекс, получили бы замкнутый ядерно-топливный цикл».

За это время дисбаланс в электроэнергетике региона вырос до 30-40%. То есть треть необходимой своим предприятиям электроэнергии Челябинская область закупает у электростанций, расположенных в Свердловской и Тюменской областях. Поэтому региональные власти и «Росатом» вернулись к идее строительства ЮУАЭС, которая в период с 2016-2020 годов может появиться в моногороде Озерск, градообразующим предприятием которого и является ПО «Маяк». В отличие от проекта советских времен, она будет вдвое мощней – 4,6 ГВт, и ее основой будут четыре реактора типа ВВЭР-1000. При этом, по словам челябинского губернатора, авария на японской станции «Фукусима-1» не повлияла на позицию региональных властей в отношении постройки гражданской атомной станции в Озерске. «Если взглянуть на ситуацию в Японии, то становится понятно, что отчасти она усугубляется возрастом реакторов – им от 30 до 40 лет. Сейчас технологии существенно продвинулись вперед и стали более безопасными. К тому же на Южном Урале нет землетрясений. Так что мы выступаем за строительство атомной станции, тем более что специальная зона для этого есть», – подчеркнул Михаил Юревич в недавней беседе с нынешним гендиректором ПО «Маяк» Сергеем Барановым, на которой обсуждалась текущая ситуация в атомной отрасли и планы ее развития на территории Челябинской области.

Более того, региональные власти стараются убедить «Росатом» в необходимости ускорить начало строительства атомной станции, поскольку недостаток собственных энергомощностей региона начинает становиться тормозом его развития. «Всем известно, что станция станет источником дешевой электроэнергии. Сейчас же ее стоимость становится критической, что делает многие предприятия неконкурентоспособными, а это опасно для экономики региона еще тем, что влечет за собой безработицу», – сказал Михаил Юревич. Реакция «Росатома» на это предложение пока неизвестна, но региональные власти провели предварительные переговоры с финским концерном Fortum, тепловые электростанции которого обеспечивают теплом и электроэнергией потребителей Челябинской и Тюменской областей (финны три года назад купили у РАО «ЕЭС России» ТГК-10, которая работает на территории этих двух регионов). Финны сказали, что хотели бы принять участие в строительстве ЮУАЭС. С учетом того, что Fortum является давним партнером российских энергетиков, в том числе и на европейском рынке, желание финнов выступить соинвесторами челябинского атомного проекта может стать ключевым для «Росатома» в определении сроков начала строительства Южно-Уральской АЭС.

Правда, для этого в Челябинской области надо решить еще одну проблему – с общественным мнением. Каждому из жителей региона памятна авария на ПО «Маяк», где в 1957 году взорвалась одна из емкостей с радиоактивными отходами. Эта авария, признанная второй по величине в СССР после Чернобыля (она получила 6 баллов по семибальной международной шкале), привела к тому, что только в первые 10 дней после нее погибли около 200 человек. Общее число пострадавших оценивается в 250 тыс. человек, территория с плотностью загрязнения стронцием-90 более 0,1 Ки/км2 составила 23 тыс. кв. км (так называемый «восточноуральский радиоактивный след»). Поэтому Михаил Юревич заявил, что регион проведет референдум по вопросу строительства здесь атомной станции, не уточнив, правда, сроки его проведения. Эту инициативу сразу поддержало региональное отделение политической партии «Яблоко», заявившее, что «хотя по существу вопроса позиции губернатора, считающего АЭС благом, и „яблочников” не совпадают, сам подход (проведение референдума) отвечает всем правовым и моральным позициям. Только сами жители Челябинской области должны ответить на вопрос, быть или не быть ЮУАЭС, и нести за это решение полную ответственность».

Итогом этого референдума (если он будет проведен), скорее всего, будет «да» ЮУАЭС. И дело даже не в особенностях нынешней политической системы в России, которая в подавляющем большинстве своем позволяет получить «нужные» результаты общественного волеизъявления. Само общество стало намного прагматичней. И при выборе между гипотетической ядерной угрозой и реальными экономическими благами, которые несут с собой строительство и эксплуатация атомной электростанции, наверняка выберет последнее.