Во Владивостокском морском торговом порту в течение первой половины апреля было выявлено 49 иномарок из Японии с повышенным излучением. Сегодня семь таких автомобилей обнаружено и в соседнем порту Находка. Все автомобили находятся на специально отгороженных площадках и ждут вердикта контрольных органов.
Специалисты, исследовавшие машины в порту Владивостока, уточняют, что гамма-излучение у этих автомобилей лишь незначительно превышает обычный фон и не выходит за пределы принятых норм (30 микрорентген в час). Однако на поверхности кузовов, в колесных арках, на бамперах также зафиксировано загрязнение частицами с бета-излучением, которое представляет потенциальную опасность. Руководители Дальневосточного таможенного управления и ОАО «Владивостокский морской торговый порт» обратились в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, чтобы данная инстанция приняла то или иное решение: либо выпускать машины в таком виде, либо проводить дезактивационные мероприятия, либо отправлять их назад в Японию (прецедент уже есть: несколько лет назад радиоактивную автоцистерну вернули обратно). Роспотребнадзор не спешил с решением, из-за чего портовики вынуждены были обратиться в прокуратуру с жалобой на «бездействие контролирующих органов по урегулированию проблем с зараженными автомобилями». Замдиректора ВМТП Сергей Лопунов заявил, что, если так пойдет дальше, работе предприятия грозит паралич: «фонящие» машины просто будет негде ставить.
Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сначала заявил, что машины безопасны, но затем пришел к мнению, что они должны подвергнуться дезактивации. Причем на 20 автомобилях уровень радиации вроде бы уже снизился, в связи с чем «решается вопрос об их выдаче владельцам». Но все остальные должны быть «очищены» специальными реагентами.
Как сообщили корреспонденту «Эксперта Online» в Дальневосточном таможенном управлении, зараженные автомобили прибыли из портов Ниигата, Фусики, Тояма и Осака. Интересно, что в понедельник на встрече с руководством торгового порта Владивостока вице-консул Японии Кэйсуке Сайто заявил, что японскими властями при погрузке товара осуществляется жесткий радиационный контроль, и ни в каких других портах, например европейских, подобных проблем не возникает. С другой стороны, Геннадий Онищенко говорит о том, что сейчас только ведутся переговоры о том, чтобы автомобили в Японии перед отправкой в Россию проверялись на радиацию: «Пока мы никаких гарантий не получили, и нам непонятен порядок выпуска такой продукции в Японии». Кому верить – непонятно.
Иван Скогорев – генеральный директор специализирующейся на обеспечении радиационной безопасности компании «Примтехнополис» – говорит, что все необходимые силы и средства для дезактивации автомобилей у компании имеются. Остается открытым один вопрос: кто будет платить за дезактивационные мероприятия и сколько вообще они могут стоить. Имеющееся законодательство не дает однозначного ответа. Пока заинтересованные структуры ведут консультации, приморские автомобилисты уже изобрели новый термин – «светлячок». Так называют радиоактивные машины из Японии по аналогии со старым термином «топляк» – автомобиль, попавший под удар цунами. Приморцы опасаются, что нынешние события могут подтолкнуть федеральный центр к тому, чтобы ввести мораторий на импорт подержанных японских иномарок и тем самым все-таки запретить правый руль – не мытьем, так «Фукусимой».