Сразу же после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» во владивостокском порту усилили радиационный контроль грузов, приходящих из Страны восходящего солнца. Первый случай прибытия автомобиля с повышенным радиационным фоном был зафиксирован 5 апреля – это была малолитражка Toyota Vitz. Нынешний случай – уже третий, причем впервые речь идет о столь крупной партии «фонящих» машин – 20 штук. По данным Роспотребнадзора, все они являются источниками повышенного бета-излучения. У девяти автомобилей более чем вдвое превышен фон по гамма-излучению, а восемь иномарок показали восьмикратное превышение допустимого уровня бета-загрязнения.
В зоне таможенного контроля Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) уже отгородили специальную площадку, на въезде в которую установлены знаки радиационной опасности. Именно там хранятся все радиоактивные машины. «О дальнейших действиях и принятых мерах будет сообщено дополнительно», – говорят в Роспотребнадзоре.
Похоже, пока просто никто не знает, что делать с этими автомобилями: можно ли их «деактивировать», и если да, то каким образом и за чей счет. Присутствует и юридическая коллизия: ведь все эти автомобили кому-то принадлежат – юридическому или физическим лицам, которые уже произвели соответствующие платежи. Наконец, местные эксперты не исключают, что японские события вообще могут самым прямым образом повлиять на судьбу правого руля в России. Например, активист Товарищества инициативных граждан России Александр Самсонов предполагает, что правительство РФ может воспользоваться сообщением о «фонящих» иномарках для того, чтобы запретить (сначала временно, потом постоянно) импорт в Россию подержанных праворульных машин из Японии. Правда, добавляет Самсонов, в преддверии выборов на такие непопулярные шаги власти могут и не пойти.
Особой паники во Владивостоке не наблюдается. Сегодня пресс-секретарь Примгидромета Варвара Коридзе сообщила, что метеостанции перешли на замеры уровня радиации в Приморье с периодичностью раз в три часа, а не каждый час, как это было в последние недели. «Это связано с тем, что радиационная обстановка в крае стабилизировалась, угроза радиоактивного загрязнения территории края отсутствует», – объяснила Коридзе.