Перспектива новых экспортных доходов открылась перед вице-премьером Сергеем Ивановым во время недавнего визита в Стокгольм. «В Швеции наблюдается дефицит диких волков, а в России — нет, — сообщил вице-премьер. — И если шведская сторона заинтересована в увеличении поголовья, то Россия готова протянуть руку помощи».
Иванов попросил зарубежных коллег предоставить «техническую информацию» о том, какого пола особи им требуются.
Накануне волчья тема вызвала бурную дискуссию в парламенте Швеции. Оппозиция в лице Левой партии потребовала от властей немедленно создать в королевстве условия, при которых люди, живущие на облюбованных волками землях, «примирились бы с ними и перестали их бояться».
Сейчас в Швеции всего около 210 серых хищников. Правительство в этом году выдало лицензии на отстрел двадцати из них, и охотники так рьяно взялись за дело, что уже в январе подстрелили девятнадцать. Рвение их объясняется банальной конкурентной борьбой: каждая волчья семья за год пожирает несколько сотен косуль, и людям почти ничего не достается.
Кроме того, волки нападают на домашний скот. Приводится и еще один, совсем уж неполиткорректный аргумент — якобы нынешние волки уже давно не шведского происхождения, завезены извне и потому не могут считаться частью шведской природы.
Но у защитников животных позиции не слабее. Недавно они провели в Стокгольме массовое шествие с черными гробиками, на которых были указаны даты рождения и смерти девятнадцати убитых в этом году волков. Еще раньше зеленые заручились поддержкой чиновников Еврокомиссии: та признала, что отстрел нарушает закон о защите редких видов животных, и потребовала от правительства Швеции увеличить популяцию волков до тысячи, а уж потом давать лицензии на отстрел.
Перед таким напором правительство не устояло. Министр экологии страны Андреас Карлгрен сообщил, что уже в нынешнем году в шведские леса будут выпущены волки из зоопарков. Но этому решению неожиданно воспротивились сотрудники зоопарков, заявившие, что их зверей к знакомству с дикой природой надо готовить год, а то и два.
Тогда-то и подоспела помощь в лице Сергея Иванова. Теперь на пути пополнения российского бюджета новой экспортной выручкой осталось лишь одно препятствие — высокие санитарные требования ЕС, не позволяющие экспортировать волков без длительного карантина.