Они, может быть, и специалисты в нефтедобыче, но не понимают специфику разработки месторождений в условиях тундры – на территориях, где много веков живет коренное население и существуют исторически сложившиеся миграционные пути оленей. Такое мнение довелось услышать от представителя коренных народностей Ненецкого автономного округа в адрес спикеров пресс-конференции, посвященной одному из проектов по добыче углеводородного сырья на территории округа. Скепсис ненца объясним: бизнесмены давали пафосные, но неконкретные обещания, что их компании обязательно будут учитывать мнение оленеводов при реализации проектов.
Нефтепользователи не всегда адекватно оценивают возможности коренных народов в отстаивании прав на свои территории. Поставил вышку, начал добычу, а экология подождет – этот бизнес-кейс если и был актуален, то прежде. Ныне подкованные и юридически, и тактически ненцы (равно как и другие представители северных народов) бьются за экологию всеми возможными способами. Тундра уже, конечно, не девственно чиста, но для обитателей Севера она – источник пропитания. И в данном случае это утверждение – не пафос, а реальная констатация факта.
Да, нефтяные компании щедро (а в случае включения административного ресурса – и очень щедро) жертвуют на социальные программы, особенно на реализуемые в отдаленных районах округа. Но основным источником дохода для ненцев остается оленеводство. При этом очевидно, что промышленное освоение территорий, где проживают малочисленные народы Севера, приводит к деградации и сокращению пастбищ. В ходе промышленных разработок уничтожается тонкий плодородный слой почвы и остается песок, на котором не растет мох. Сжигание попутного газа, содержащего серу, особенно губительно для природных экосистем, так как изменение химического состава атмосферного воздуха приводит к закислению почв и воды. А это неизбежно влечет за собой необратимую смену растительных и животных сообществ.
Реализация проектов по добыче углеводородного сырья на арктическом шельфе, прилегающем к территории округа, в отсутствие надежной, опробованной методики ликвидации аварийного разлива нефти во льдах вызывает особые опасения в Нарьян-Маре. По Баренцеву морю благодаря Гольфстриму проходят миграционные пути печорской семги, угря, трески и других ценных промысловых рыб, на побережье располагаются лежбища морского зверя. Субарктические и арктические тундры Ненецкого автономного округа – единственные в Европе эталоны равнинных тундр, где сохранились нетронутые ландшафты и природные комплексы. Лайды морского побережья, обширные дельты рек, огромные территории водно-болотных угодий с идеальными условиями для гнездования и линьки многих видов птиц в летнее время, в том числе большого количества «краснокнижных» видов, абсолютно беззащитны перед нефтяной угрозой с моря. Ситуация на Баренцевом море усугубляется присущими ему сильнейшими штормами, туманами, кочующими ледяными полями. Поэтому вероятность аварийных ситуаций весьма велика.
Экологическая обстановка в районах деятельности недропользователей ежегодно оценивается по результатам мониторинга. Естественно, оценки положительные, так как финансирование этих мероприятий осуществляют сами компании. Для получения объективной картины должен быть организован независимый мониторинг экологической обстановки. Очевидно, что экономическое развитие округа невозможно без определенного воздействия на окружающую среду. Но необходимо его минимизировать – максимально снизить риски нештатных ситуаций, которые могут привести к разливу нефти. И, пожалуй, самое очевидное – требуется стимулировать желание недропользователей использовать экономичные и щадящие экологию технологии.