По данным Роспотребнадзора, лишь три водоема в Петербурге безопасны для купания — это озеро Безымянное, Верхнее Суздальское озеро и Ольгинский водоем. При этом, как подчеркивают в петербургском отделении «Гринписа», Роспотребнадзор проводит только бактериологический анализ, а содержание многих токсичных веществ просто не исследуется. Между тем, говорят экологи, в Неве, Ижоре и Финском заливе присутствует целый комплекс загрязняющих веществ — тяжелые металлы, хлорорганические соединения, фенолы, фталаты, нефтепродукты. Контакт с такой водой может привести к инфекционным и онкологическим заболеваниям, нарушениям в иммунной и нервной системах, поражениям печени и почек.
Оценки Роспотребнадзора и «Гринписа» резко контрастируют с недавними заявлениями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о том, что в городе завершен международный проект «Чистая Балтика» и что с 28 июня Cеверная столица в полном объеме выполняет новые рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря. Этот проект (его стоимость 5 млн евро) финансировался «Водоканалом», шведскими и финскими правительственными и частными фондами. На церемонию его завершения специально приезжала президент Финляндии Тарья Халонен.
Между тем Роспотребнадзор и экологи, пожалуй, ближе к истине, чем «Водоканал». «Гринпис» провел на днях водный патруль, в ходе которого зафиксировал более 40 сбросов неочищенных сточных вод в реки и акваторию Финского залива. Но еще одним важным фактором загрязнения является токсичный снег, который в местах его утилизации не растаял до сих пор. И это несмотря на то, что столбик термометра в дневные часы превышает 30-градусную отметку.
Один из таких снегоприемников находится практически в центре города — на Обводном канале. На днях его посетил экс-лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Увиденное он назвал безобразием и заметил, что город оказался не готов к уборке снега уже вторую зиму подряд. Впрочем, даже если отбросить политику, не замечать серьезную экологическую проблему городские власти уже не имеют права. Поскольку вывозимый на такие свалки снег смешан с грязью с городских дорог, концентрация вредных веществ в нем превышена в десятки раз по 15 показателям. По данным организации «Зеленый патруль», бензопирена в нем в 124 раза больше нормы, свинца — в 23 раза. Летом эти ядовитые стоки попадают в почву, Обводный канал, Неву и Финский залив.
Ухудшилось и качество питьевой воды в городе. Петербуржцы, особенно в Василеостровском и Петроградском районах, стали жаловаться на то, что вода из-под крана имеет стойкий запах рыбы, и он остается даже после кипячения. В «Водоканале» говорят, что в нынешних условиях (при теплой солнечной погоде и отсутствии ветра) в истоке Невы (в районе Петрокрепости) может происходить интенсивное цветение планктонных водорослей. В результате у речной воды появляется так называемый рыбный или тинный запах.
Получается, что городские службы не научились справляться не только с аномальной зимой, но и с аномальным летом. У «Водоканала» существует решение проблемы «пахнущей» воды — это технология дозирования порошкообразного активированного угля, который адсорбирует соединения, вызывающие запах. Однако подбор оптимальных доз активированного угля занял некоторое время, поэтому в течение нескольких дней в ряде районов города выявлялись случаи наличия запаха у питьевой воды, объясняют на предприятии.
Экологи, впрочем, утверждают, что цветение невской воды — прямое следствие попадания в акваторию токсичных отходов, в том числе вызванных таянием снегов. Так или иначе, городским властям необходимо готовиться к новой зиме, ведь никто не обещал, что она не станет аномально снежной в третий раз подряд. На днях госучреждение «Центр комплексного благоустройства» разместило на сайте городского госзаказа уведомление о закупке десяти буксируемых снегоплавильных машин. Максимальная стоимость контракта — 213,7 млн рублей, аукцион пройдет 15 августа.
Плавление снега на месте гораздо эффективнее и дешевле его вывоза на специальные свалки, не говоря уже об экологическом аспекте. Но почему чиновники озаботились закупкой снегоплавильных машин только сейчас и почему на такой мегаполис их закупается всего десять штук — большой вопрос. Впрочем, в 2008 году город уже закупал три снегоплавильные машины. Контрольно-счетная палата Петербурга пришла к выводу, что средства на их приобретение были израсходованы неэффективно: машины постоянно выходили из строя. В итоге дорогостоящая техника простаивала без дела. Заместитель директора ГУ «Центр комплексного благоустройства» Фердовси Кадыров уверяет, что подобное не повторится. По его словам, машины достаточно эффективны, если их правильно эксплуатировать, в частности раз в смену проводить очистку от загрязнения. Поэтому сейчас задача чиновников — не только закупить технику, но и подготовить к работе на ней персонал.