В ходе уборки Химкинского леса экологи движения «Зеленые» в районе деревни Мелькисарово Химкинского района Подмосковья случайно обнаружили опасную находку — нелегальную свалку протяженностью 1 км, которая оказалась полигоном ядовитых отходов.
Эта свалка находится недалеко от линии планируемой скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург и аэропорта Шереметьево, она нелегальна, и владельца без помощи прокуратуры выявить трудно, утверждает вице-президент Международной академии экологической реконструкции Валентин Гракович. «Около свалки находится ручей, который протекает под горами мусора и впадает в реку Клязьма. Данная речка выносит с собой огромное количество грязи, впадая в воды бассейна Московской области, из которого потом качается вода для населения», — утверждает ученый. Сейчас информацию экологов проверяет Росприроднадзор.
Председатель всероссийского экологического движения «Зеленые» Анатолий Панфилов считает, что закопанные в районе деревни Мелькисарово отходы — это «глубинная» бомба, которая может разорваться в любой момент. По мнению экспертов, выброс в атмосферу ядовитых веществ может привести к экологической катастрофе и отравлению тысяч людей. Симптомы и последствия отравления токсичными веществами, выделяемыми при горении мусора, — головная боль, головокружение, тошнота, кашель, кожные поражения, боли во всем теле. А при тяжелой степени отравления развивается токсический гепатит, печеночная, почечная и сердечно-сосудистая недостаточность.
По мнению экологов, свалка в районе Мелькисарово появилась около года назад вместо закрытого в июне 2010 года полигона в районе аэропорта Шереметьево. Тогда на совещании у Владимира Путина по вопросам развития аэропортов гендиректор Шереметьево Михаил Василенко рассказал премьеру, что безопасности полетов угрожает свалка, куда на протяжении десяти лет свозится мусор, который привлекает в эту местность птиц. По словам Василенко, за эти годы на территории Шереметьево произошло 21 столкновение самолетов с птицами. Еще 141 подобный инцидент был зафиксирован в воздушном пространстве аэропорта.
Прямо во время совещания Владимир Путин дал поручение губернатору Подмосковья Борису Громову в кратчайшие сроки ликвидировать свалку, пока не произошла трагедия и не погибли люди. Тогда в течение недели свалку ликвидировали при помощи бойцов ОМОНа и тяжелой техники. «Да, эту свалку закрыли, но рядом с ней появилась другая, и получается, что воз, в смысле свалка, и ныне там. Не у всех есть возможность просить главу правительства заняться ликвидацией свалки», — сокрушается председатель всероссийского экологического движения «Зеленые» Анатолий Панфилов.
По данным вице-президента Международной академии экологической реконструкции Валентина Драковича, всего в Подмосковье обнаружено более 150 несанкционированных свалок. Легальных же полигонов в Московском регионе — 93. Руководство движения «Зеленые» призывает прокуратуру, Министерство природных ресурсов и экологии и губернатора Московской области Бориса Громова обратить внимание на проблему несанкционированных свалок в области.
По словам заместителя председателя Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты России Александра Соловьянова, сейчас на территории России 1500 тыс. га занимают легальные свалки, и около 800 тыс. га — нелегальные. Ученый считает, что для решения проблемы несанкционированных свалок в стране необходимо наладить переработку химических и медицинских отходов.
Эксперты оценивают рынок сбора мусора в России примерно в 1,5 млрд евро. Вот некоторые данные Cleandex за 2010 год: рынок переработки макулатуры оценивается в 260 млн долларов, полимерных отходов — в 110 млн, стеклобоя — в 26 млн, шин — в 19 млн. Понятно, что на переработку попадает очень мало отходов, коэффициент использования шин, например, — 8%, полимеров — 5%, а лучше всего дела с макулатурой — 40%. Но из-за отсутствия мусороперерабатывающих заводов и организованных свалок данный рынок работает всего на 5%.
По мнению Анатолия Панфилова, основная проблема в том, что в России нет единого центрального органа, занимающегося проблемой отходов: ответственность несут муниципальные объекты, которые не имеют средств на технологии, обеспечивающие переработку мусора.