Проблема утилизации бытовых отходов и ликвидация негативного воздействия уже имеющихся вокруг городов свалок постепенно выходит на повестку дня. Так, в Новосибирской области готовится документ, который должен определить основные принципы работы с отходами — уже в этом году он должен быть принят правительством региона. Власти планируют создать в регионе сеть мусороперерабатывающих заводов и площадок для приема мусора у населения и организаций.
Это будет уже второй попыткой организовать подобную отрасль в Новосибирске. Первая пришлась на 2006 год, когда в Кировском районе Новосибирска открылась площадка ЗАО «Новосибирский мусороперерабатывающий завод № 2» (90% завода принадлежали ассоциации «Сибирская инициатива», 10% — МУП «Спецавтохозяйство»). Однако через несколько лет инвесторы вынуждены были признать — завод оказался убыточным, и его передали в ведение муниципалитета. Теперь правительство региона выбрало другую стратегию — создать сеть небольших заводов в каждом районе области. «Сегодня нет условий для утилизации отходов, население не знает, куда можно сдавать мусор на переработку, те же отработавшие энергосберегающие лампы. Новая концепция управления переработкой отходов предусматривает создание сети заводов и приемных пунктов мусора, причем это будет реализовано за счет инвесторов. Первые площадки появятся под Новосибирском, а также в Барабинске, Тогучине и Карасуке», — рассказывает руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко.
Пробой пера стала площадка в селе Ярково Новосибирского района области, в 30 километрах от города. Здесь будет сжигаться порядка 2 тыс. тонн биологических отходов в год (в основном от организаций сельского хозяйства и медицины). Предприятия платят заводу 18–20 рублей за каждый килограмм сожженного мусора — требования федерального законодательства не позволяют им выбрасывать биологические отходы на обычную свалку. «Стоимость такой площадки — порядка 8 миллионов рублей, окупить вложения мы планируем в течение трех лет. Мусор здесь просто сжигается — мы провели расчеты и поняли, что организовывать за счет этого завода, скажем, теплоснабжение, попросту невыгодно», — констатирует директор компании «Чистый город» Вячеслав Зыков.
Правда, большой вопрос — будут ли население и предприятия сдавать свои отходы на подобные заводы по доброй воле, без законодательного давления. Пока цены к этому явно не стимулируют — скажем, за килограмм сданных покрышек переработчики готовы платить 2 рубля, за отработанные автомобильные масла и жидкости — 3 рубля.
Явно не расположены к новым подходам к обращению с мусором предприятия и организации. Причем речь идет не только о небольших компаниях, но и о крупных организациях — вроде Сибирского отделения РАН. Полигон твердых бытовых отходов между знаменитым на весь мир «городом-лесом» Академгородком и наукоградом Кольцово — пожалуй, главная экологическая беда Советского района мегаполиса. За 25 лет, которые существует свалка, здесь, по разным подсчетам, накопилось порядка 200 тыс. тонн мусора. Сюда возят отходы 114 организаций Новосибирска, Кольцово и соседнего села Барышево. Главная беда самой свалки — периодическое самовозгорание отходов, цветной дым от которых иногда обволакивает Академгородок на несколько дней (последний раз свалка серьезно горела нынешней весной).
Очевидный факт, кстати, не признают в ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра СО РАН» (ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» — организация, управляющая свалкой). Там считают свою работу по утилизации отходов своевременной и полной. Население соседних территорий с такой позицией явно не согласно. В январе этого года общественники собрали 2,6 тыс. подписей под обращением в администрацию Советского района Новосибирска с требованием решить проблему «научной свалки». Удивительно, что СО РАН, в институтах которого явно имеются технологии, применимые для утилизации отходов (об одной из таких установок автор этих строк несколько лет назад слышал в Институте ядерной физики), не делает простейшего — не организует «выставочную площадку» на своем же полигоне. Казалось бы, построй там мини-заводик по сжиганию собственных ТБО, реши проблему с мусором «города-леса» и показывай проект потенциальным потребителям. Ан нет, ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» планирует строить на своей свалке вторую бетонную ванну…
Тем временем бездействие властей и ученых порождает появление проектов формата «сумасшедших изобретателей». Так, в мае этого года на злополучной свалке было презентовано «изобретение» специально созданной для этого инновационной компании при Новосибирском государственном университете — ООО «СВЧ Активация Сибирского Топлива». Инновация, которую предлагает директор компании Сергей Пащенко, состоит в том, чтобы при помощи воткнутых в землю труб подавать в тлеющий слой мусора воду. Сам инноватор исходит из предположения, что горение на свалках однотипно с горением торфяников. Для обнаружения очагов возгорания предлагается использовать портативный тепловизор, а для изучения подземных процессов создана «прикладная модель пиролизного слабокислородного тления». Правда, в самом ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» к изобретению пока относятся настороженно, ожидая от изобретателя конкретных результатов и предложений. «Если они будут убедительны, тогда встанет вопрос о внедрении новых методов. Пока же мы изыскиваем средства для своевременной плановой рекультивации отвалов с целью недопущения пожаров», — заключает заместитель директора ГУП по развитию Геннадий Сокольцов.