«Я поручаю вам все это дообсудить. Это важная проблема для развития экономики и экологической ситуации в стране, мы не должны разбалансировать внутренний рынок. Никому не нравится, когда бензин пропадает или происходит скачкообразный рост цен, но, с другой стороны, мы должны видеть перспективу, а не откладывать каждый раз на потом, тем более что все страны это делают», – заявил глава государства в ходе заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Согласно действующему техническому регламенту, с 1 января 2011 года введен запрет на оборот бензина Аи-95 класса ниже «Евро-3», с сентября 2011 года вводится запрет на оборот бензина класса ниже «Евро-3» по Аи-92. Переход на бензины и дизельное топливо класса «Евро-4» запланирован на 2014 год, переход на класс «Евро-5» – с 2015 года.
Тем не менее Минэнерго планирует продлить срок действия техрегламента по «Евро-3» до конца 2012 года. Оборот бензинов, соответствующих «Евро-4», министерство предлагает продлить до конца 2015 года. Оборот бензинов, соответствующих классу «Евро-2», Минэнерго предлагает разрешить до 31 декабря 2012 года. В отношении дизельного топлива министерство выступает за разрешение выпуска в оборот дизельного топлива класса «Евро-2» до 31 декабря 2013 года, дизельного топлива, соответствующего классам «Евро-3» и «Евро-4», до 31 декабря 2015 года. Одновременно с изменением сроков по техрегламенту Минэнерго предлагает с 2012 года ввести большую дифференциацию ставок акцизов в зависимости от экологического класса топлива.
В ходе сегодняшнего заседания министр энергетики Сергей Шматко заявил, что к 2014 году Россия откажется от бензина стандарта «Евро-3», а к 2015 году будет осуществлен переход на автомобильное топливо стандарта «Евро-5». При этом он отметил, что в техрегламент следует внести изменения, касающиеся ограничений по октановому числу, так как оно не имеет прямого отношения к экологическим нормам, но именно из-за него уже в сентябре запланирован вывод бензина Аи-92.
«Что касается сроков передвижки по техрегламентам, к сожалению, мы в такой ситуации, когда такая передвижка необходима, но, конечно, не до 2014 года, на мой взгляд – это максимум полтора года», – не согласилась глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. «Проблема в том, что не было санкций. Сейчас Сергей Иванович (Шматко) предложил ввести экономические стимулы и премировать компании, которые исполняли законодательство. Мне кажется, что это неправильная постановка вопроса. У нас есть те компании, которые нарушили законодательство, и здесь не премировать нужно, должны быть безусловные санкции», – предложила глава МЭР.
В свою очередь, глава Минпромторга Виктор Христенко высказал мнение, что «2015 год выглядит запредельно». Он напомнил, что в 2005 году были приняты два техрегламента: первый из них – по требованиям к топливу, а второй – по требованиям к выбросам автомобилей. Но в 2008 году принятые графики были сдвинуты. Христенко подчеркнул, что с 1 января 2012 года российские заводы не смогут выпускать автомобили класса ниже «Евро-4».
«К сожалению, нужно признать, что невозможно уже жестко соблюсти тот срок, который установлен на топливо, так как это приведет к проблемам на рынке. Срок придется сдвигать и договариваться на сколько, чтобы это уже не вредило даже новому транспорту, поскольку топливо ниже класса «Евро-4» для автомобилей такого класса приводит к тому, что на 20% повышается их износ, и они начинают загрязнять атмосферу больше на 15%», – отметил глава Минпромторга.
Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук уверен, что споры о сроках перехода на новый техрегламент связаны в первую очередь с дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Компании сократили поставки низкокачественного бензина на внутренний рынок и перенаправили топливо на экспорт для дальнейшей переработки, – отмечает он. – Конечно, далеко не все заводы успеют перейти на „Евро-3” к 2012 году. Возможно, ввод техрегламента стоит даже отодвинуть на более поздние сроки. Сдерживание цен на внутреннем рынке нефтепродуктов снижает инвестиционную привлекательность перерабатывающих активов, компании не заинтересованы в инвестициях в переработку».
«Технических проблем с переходом на стандарт „Евро-4” в принципе нет – вполне можно было бы уложиться в изначально указанный срок. Вопрос в целесообразности спешки с этой мерой, – считает аналитик ИК „Финам” Анатолий Вакуленко. – Во-первых, в свете недавнего бензинового кризиса новые повальные закрытия НПЗ на реконструкцию ничего хорошего не сулят. Мало того что „Евро-4” будет более дорогим в производстве, а значит, и в продаже, так еще и перебои в процессе перехода на новый стандарт не исключены».
Аналитик напоминает, что отношения государственных органов с ВИНК и без того достаточно напряжены в свете стремления регулировать цены и повышать экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы давить на них еще и с требованием ускорить переход на новый стандарт.
«Во-вторых, в рамках единого экономического пространства России приходится координировать свои стандарты с Казахстаном, где переход запланирован на 2014 год. В-третьих, увеличение доли топлива нового стандарта создаст для нефтяников дополнительные стимулы для того, чтобы наращивать экспорт, а значит, вновь может вызвать дефицит на внутреннем рынке», – говорит Вакуленко.
К тому же, по словам аналитика, затягивание сроков введения нового техрегламента ничем особенно стране не грозит. «Сейчас у нас уже 25% бензина на рынке соответствует стандарту „Евро-4”, и доля эта будет постепенно расти просто потому, что растет спрос и компании, планово реконструируя свои заводы, ориентируются на спрос со стороны владельцев автомобилей нового стандарта, – отмечает Вакуленко. – Гонка с переходом на новые стандарты – скорее попытка набрать дополнительные очки в глазах Европы, но наивно надеяться, что количество СО в выхлопе наших автомобилей способно кардинально изменить наш имидж в глазах Европы».