Первый пятиметровый малый полосатик (он же кит Минке) выбросился на берег 31 мая, второй – 9 июня. В конце минувшей недели местные жители обнаружили третье по счету тело полосатика. На выходных появилась информация об обнаружении еще одного кита. Череда этих находок вызвала понятные предположения о некой эпидемии или губительном воздействии иного рода. Заслуженный эколог РФ Борис Преображенский (Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения РАН) предполагает, что все дело в локаторах и эхолотах Тихоокеанского флота. Об этом, в частности, заявил журналистам доктор геологических наук, занимающийся изучением морских акваторий Приморья, Юрий Наумов: «В восточном секторе залива Петра Великого проходят различные учения, связанные с гидроакустическим влиянием на морскую среду. Из-за них киты впадают в панику и выбрасываются на берег». Однако остается неясным, почему киты стали гибнуть именно сейчас и именно в районе Находки, где нет крупных военно-морских баз. По другой версии, киты пали жертвой инфекции или загрязнения воды отходами производственной деятельности человека.
С другой стороны, кандидат биологических наук из Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Мельников считает, что ничего чрезвычайного не происходит: каждую зиму какое-то количество китов Минке гибнет в море, а вынесет ли их тела к побережью Приморья или нет – зависит от направления ветров. «Точная численность популяции китов Минке, зимующих в заливе Петра Великого в Приморье, неизвестна, однако достигает порядка 10 тыс. особей. То, что некоторая часть этих животных зимой гибнет, – естественное явление. Весной их тела выбрасывает к пляжам. Если даже найдено уже четыре мертвых кита – это ни о чем не говорит, так как подобное – единичные явления. Возможно, что сменился курс ветра, и те туши, которые раньше тонули, в этом году прибило к берегу», – заявил Мельников агентству PrimaMedia. Ведущий инженер лаборатории морских млекопитающих ТИНРО-центра Михаил Маминов развил эту мысль, не исключив, что на самом деле речь идет о находке всего одного китового тела, максимум двух. Потом тушу просто уносило в море и выбрасывало уже на другой участок побережья (действительно, первая находка загадочным образом исчезла из прибойной полосы, и высказывалось мнение, что кита попросту съели оголодавшие аборигены). «Тот факт, что все инциденты связаны с одним районом вблизи Находки, позволяет говорить, что это один и тот же кит. А по поводу того, что всякий раз оглашались разные размеры, уверен – никто там с рулеткой не ходил», – заявил Маминов.
Как отмечает РИА PrimaMedia, вопрос о том, кто должен заниматься отбуксировкой туш мертвых китов в случае их выброса на берег, до сих пор остается открытым. Росрыболовство заявляет, что они за это не отвечают. Росприроднадзор отсылает в Роспотребнадзор или к местным властям. МЧС России в таких операциях, конечно, участвует, но в функционал службы буксировка мертвых китов не входит (одного из погибших китов спасатели помогли отбуксировать в партнерстве с экипажем судна, принадлежащего НК «Роснефть», которая пошла на это, чтобы мертвое животное и исследовательские группы ученых не мешали работе судов, которые заходят в порт).
Как сообщал «Эксперт Online», в конце мая на другом участке побережья Приморья – в Амурском заливе, омывающем Владивосток, – зафиксировали массовую гибель морских рыб. Как и в случае с китами, причины этого события непонятны. Ученые предполагают, что рыба погибла либо от уменьшения количества кислорода в воде, либо от температурных аномалий. Это может быть связано со строительством низководного моста через часть Амурского залива (один из объектов саммита АТЭС-2012), нарушившего сложившуюся в заливе гидрологическую обстановку.