Об экоферме Александра Коновалова позапрошлой осенью рассказали почти все московские и некоторые федеральные телеканалы. Еще бы, пропустить такую невидаль — на ферме коровы в хлеву во время дойки смотрят телевизоры с демонстрацией альпийских видов, да еще под специально подобранную музыку. И хотя Александр уверяет, что телевизоры нужны коровам для улучшения качества и увеличения количества молока, и напрочь отрицает PR‑составляющую этого хода, верится ему с трудом. Да и фермер он совсем нетипичный. Заработав несколько миллионов долларов при продаже доли в предыдущем сетевом бизнесе по реализации косметики, Коновалов решил создать собственное семейное дело — экоферму с живностью, огородом и отелем для туристов. Менее чем за полгода проект вышел на самоокупаемость, ежемесячный оборот фермы сегодня составляет под 1,5 млн рублей, возврат инвестиций, очевидно, произойдет даже раньше запланированных пяти с половиной лет. И все это лишь начало, оставаться только фермером Коновалов никогда не планировал. Сегодня он создает новую сеть — объединяет производителей экопродукции под единым брендом, формируя для них систему реализации продукции, а также решая вопросы общественного характера вроде создания внутренней российской системы сертификации экопродуктов. Бизнес-модель для сельского хозяйства нетипичная, но, очевидно, наиболее актуальная: сельхозкооперация для небольших хозяйств — практически единственный путь к устойчивому развитию, а растущий спрос на фермерские продукты — ключевой тренд на потребительском рынке. Впрочем, пока эта часть бизнеса — создание объединения — еще в самом начале, а вот проект экофермы вполне можно назвать экономически успешным и в чем-то даже уникальным.
Прошлый опыт — в будущее дело
По образованию Александр Коновалов инженер, окончил Тольяттинский политехнический институт, к сельскому хозяйству отношения никогда не имел. Работал на ВАЗе, в конце 1980-х по поручению директора собрал комсомольскую бригаду инженеров, которые должны были продемонстрировать потенциал молодых новаторов советского автомобилестроения. За год молодежь из разных подразделений завода собрала опытный экземпляр первого российского электромобиля «Гном». Было это в 1989 году. Данная разработка не имела никаких практических перспектив в производстве, и Коновалов решил сменить род деятельности. К тому времени и страна поменялась, появились новые возможности. Его первый карьерный шаг — строительство подразделения DHL в Поволжье. Потом бывший однокурсник Владимир Довгань позвал в свой проект — заниматься финансами, отношениями с производителями и продажами. На протяжении пяти лет Коновалов развивал вместе с Довганем проект по созданию отечественного бренда на рынке продуктов питания, на собственном опыте убеждаясь в силе и могуществе маркетинга и рекламы. «Меня поразило, как одно слово, сказанное правильным человеком в правильной телепрограмме, может просто взорвать продажи товара, — вспоминает Коновалов. — Мы пытались вывести свою водку “Довгань” на московский