Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Разливное» обострение


В ХМАО добывается более половины российской нефти. В феврале этого года, например, здесь торжественно справили добычу 10-миллиардной тонны «черного золота», извлеченного с начала 60-х годов прошлого века из недр округа. Но могло бы быть и больше. По данным ГУМЧС по ХМАО, ежегодно Югра теряет около 10 млн тонн нефти. «Приблизительно 4% всего извлекаемого в регионе сырья пропадает при добыче и транспортировке. Из-за глобального потепления вечная мерзлота тает, грунт проседает и разрывает нефтепроводы. При попадании в почву 1 кубометра нефти загрязняются грунтовые воды на площади в полгектара. Только в прошлом году в округе произошло больше 3,5 тыс. разливов», – говорится на сайте ведомства. Очередные такие разрывы трубопроводов вчера и были обнаружены Юрием Трутневым и инспекторами Росприроднадзора в ходе инспекционного облета на вертолете части территории Югры. «В ходе инспекционного облета было выявлено большое количество свежих нефтяных пятен, а также загрязнений прошлых лет. Места разливов обнаружены в районах внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов. Основное количество загрязненных нефтью участков выявлено на территории Саматлорского нефтегазового месторождения (принадлежит компании ТНК ВР)», – заявило Минприроды. На сегодняшнем совещании в Ханты-Мансийске по вопросам природопользования, которое проводит природоохранное ведомство, его глава высказался еще более предметно в отношении экологической ситуации на Самотлорском месторождении. «750 аварий в год – это уже не аварии. При таком объеме разливы можно считать штатной ситуацией. „Самотлорнефтегаз” говорит, что готов выделить 1 млрд рублей на прокладку новых труб. Но при таком финансировании они будут их заменять 22 года. Притом что срок амортизации любых труб – всего 12 лет. За месяц в ТНК-ВР должны разработать план замены труб на Самотлоре в течение семи лет. Финансирование – не менее 1 млрд, но уже долларов. Иначе компания наконец-то узнает, что такое настоящее госрегулирование в сфере недропользования», – передало слова министра природных ресурсов и экологии, сказанные им на сегодняшнем совещании, информационное агентство «Мангазея».

Нефтяная компания ТНК-ВР отреагировала моментально. В распространенном ею сегодня сообщении по итогам совещания по вопросам недропользования в Ханты-Мансийске она заявила, что планово реализует на территории ХМАО комплексную программу обеспечения целостности и модернизации трубопроводной инфраструктуры, а также программу рекультивации земель исторического наследия, загрязненных в советское время, когда добыча строилась без учета экологических факторов. Все вновь вводимые объекты, подчеркнула компания, полностью соответствуют самым высоким стандартам промышленной и экологической безопасности. А в ХМАО, подчеркнула компания, работает не только ТНК-ВР, но и подразделения всех ведущих нефтяных компаний страны. «Исторические проблемы с загрязнением этого региона хорошо известны, а их решение требует совместных усилий всех нефтегазовых компаний, работающих в регионе, администрации ХМАО и профильных федеральных министерств и ведомств», – заявила ТНК-ВР, подчеркнув, что за семь с небольшим лет ее трубопроводный парк обновлен более чем наполовину (только в прошлом году на эти цели было направлено 270 млн долларов). «В результате реализации программы обеспечения целостности трубопроводной инфраструктуры число прорывов трубопроводов снизилось с 2009 года на 17%, количество разлитой нефти – в 3,3 раза. Количество разлитой нефти на лицензионных участках „Самотлорнефтегаза” с 2007 года снизилось в 2,5 раза, а число прорывов составило 413, а не 750», – уточнила компания и подтвердила свое намерение к 2019 году ликвидировать все «унаследованные» ею с советских времен загрязнения земель на Самотлорском месторождении нефти.

Чем закончится эта внезапно возникшая дискуссия на тему традиционных нефтяных разливов в Югре, сказать пока сложно. Одна из предыдущих «нефтегазовых» инициатив главы Минприроды – по поводу утилизации нефтяниками попутного нефтяного газа (ПНГ), например, оказалась весьма удачной. Весной 2007 года Юрий Трутнев показал президенту России Владимиру Путину с высоты вертолетного полета, как в ХМАО в нефтяных факелах горят миллиарды тонн ПНГ на месторождениях нефтяных компаний. Увиденное, очевидно, так впечатлило главу государства, что вскоре на свет появилось постановление правительства, в котором все нефтяники обязывались к концу 2011 года утилизировать 95% добываемого ПНГ. И хоть оно сейчас в полной мере и не исполняется, но за прошедшие пять лет нефтяники по всей стране реально существенно продвинулись в деле рационального использования попутного нефтяного газа.

В нынешней ситуации с разливами нефти в Югре, наверное, тоже следует ожидать появления предложений о некоем комплексе мер по ликвидации накопленного ущерба и предотвращению экологических правонарушений «нефтянки» в нашей стране. Будет ли это касаться только округа или станет чем-то большим, пока неясно. В нашей стране, например, пока нет никакого опыта и методик по предотвращению загрязнений и их ликвидации в арктической зоне. А ведь именно шельф арктических морей сейчас объявлен в России наиболее перспективной нефтеносной территорией. А последствия разлива нефти, например, в Карском или Баренцевом морях будут куда более страшными, чем в Югре.