Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Пусть решат в МИДе


Глава Бурятии Вячеслав Наговицын обратился в МИД России с просьбой в рамках российско-монгольских межправительственных структур обсудить планы по строительству канала от одного из притоков реки Селенги – Орхона. Проект, который хочет реализовать соседнее государство, грозит озеру Байкал, главным притоком которого и является Селенга.

«Я обратился к главе МИД РФ Сергею Лаврову с просьбой, чтобы вопрос был вынесен на ближайшее заседание Российско-Монгольской рабочей группы: рассмотреть, насколько эти планы реалистичны, будет ли нанесен ущерб Селенге и каков он будет, – сказал Вячеслав Наговицын. – Река Селенга трансграничная, и, конечно, все вопросы, например, развернуть приток, должны решаться на межправительственной комиссии. Мы самостоятельно решить этот вопрос с Монголией не сможем». Наговицын также считает, что на заседании свою точку зрения должны высказать российские ученые.

Впрочем, как минимум один ученый свою точку зрения уже высказал. Как ранее объяснял журналистам директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов (информация взята из сообщения ИА «Байкал Инфо»), проект «Водный комплекс реки Орхон», который разрабатывает правительство Монголии, может повлиять на акваторию реки Селенга – главного притока Байкала (всего в озеро в год вливается около 60 куб. км воды, из них половину дает Селенга). Из Орхона, который является притоком самой Селенги, планируется прорыть канал длиной 740 км, что позволит направить воду из реки в южную часть пустыни Гоби. Планируется, что по каналу вода потечет со скоростью 216 тыс. кубометров в сутки. В результате Селенга может обмелеть как минимум на одну треть. Зато в Монголии вода потечет по территории 13 самонов и пяти аймаков, а в южных районах Гоби появится два водохранилища, из которых можно будет потреблять до 345 тыс. кубометров воды в сутки.

Арнольд Тулохонов отметил, что это проблема использования трансграничных рек, но страны, которые находятся выше по течению, имеют преимущество. «Россия уже лишилась истоков Иртыша, Аргуни, а теперь истоки Селенги уходят в Гоби, – возмущается ученый. – Скоро начнется война за воду. Реки нужно использовать по обоюдному договору».

Стоит отметить, что в Монголии из-за кратного роста добычи золота продолжается интенсивное обмеление рек и их загрязнение, как следствие – уменьшение пастбищ для скота, проблемы недостатка питьевой воды для населения и т.д. При этом многие реки, на которых идет разработка золота, впадают в Селенгу, что грозит загрязнением Байкала. И это неразумное природопользование – еще один важный вопрос, требующий решения на межправительственном уровне.

Еще в апреле 2010 года в Томске, на экологической конференции «Реки Сибири», директор «Соединенного движения монгольских рек и озер» Дувчигдамбын Ганболд отмечал, что за последние двадцать лет из 5 тыс. рек и озер из-за горной добычи высохли 852 реки и 1131 озеро. В 2009 году, впрочем, под давлением общественности Великим государственным хуралом Монголии был принят закон о запрете разведки и добычи полезных ископаемых в истоках рек, водоохранных зонах водоемов и на территории лесного фонда. Однако масштаб проблем, накопившихся к тому времени, до сих пор не позволил нивелировать ранее нанесенный ущерб природе. Между тем не забытые проекты переброски монгольских рек в маловодную пустыню Гоби, где иностранные недропользователи планируют разработку крупных месторождений золота, меди и молибдена (Орхон–Гоби и Керулен–Гоби), грозят уничтожением наиболее крупных притоков Селенги и Амурского бассейна, а также полным высыханием большого озера на востоке Монголии – Далай-нур.

И дело не в том, что в результате столь варварского роста добывающей отрасли под вопросом оказывается традиционный уклад жизни жителей Монголии и наносится огромный ущерб ее сельскому хозяйству; дело в том, что все это происходит в бассейне озера Байкал. А это уже – проблема несколько иного масштаба, чем, например, вызывающая постоянную критику работа Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Похоже, проблема сохранения «священного моря», этого уникального хранилища пресной воды и места обитания тысяч животных-эндемиков, требует системного решения. И вопрос, заданный Наговицыным российскому МИДу, лишь один из многих, давно требующих жестких и четких ответов.