Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев впервые открыто высказался по поводу протестов, которые происходят в регионе из-за грядущего освоения расположенных здесь Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений. По конкурсу Роснедр право на их разработку получил «УГМК-холдинг». Однако и до, и после объявления его итогов население области, а также соседнего волгоградского региона проводило акции протеста. Гордеев обещал прислушаться к мнению людей и, возможно, даже отказаться от никелевого будущего.
«Одной из самых важных тем, обсуждаемых в нашем регионе, стала разработка месторождений никеля в Новохоперском районе. В правительство области поступают обращения, авторы которых выражают озабоченность по поводу скорого начала горно-рудных работ и их влияния на здоровье людей и экологическую обстановку в области», – говорится в заявлении Гордеева, опубликованном на сайте правительства Воронежской области.
Губернатор «с сожалением» говорит о том, что «тема никеля стала предметом спекуляции безответственных политиканов, породила потоки лжи и домыслов со стороны политических сил, чужих на воронежской земле». «Решая свои сиюминутные задачи, они сделали разменной монетой искреннюю тревогу жителей области. Подлинные интересы этих деятелей далеки от Воронежа и Новохоперска», – сказал Гордеев, добавив, что основой при обсуждении такого важного долгосрочного и технически сложного проекта станет мнение всех сторон, и прежде всего жителей региона. «Ответственно заявляю, что не допущу освоения никелевых месторождений в Воронежской области без поддержки населением этого проекта и без достижения общественного согласия. Этот принцип является решающим в моей позиции и позиции правительства Воронежской области по данному вопросу», – резюмировал губернатор.
22 мая Роснедра подвели итоги конкурса на разработку Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений, открытых еще в советские годы в Воронежской области. Победителем был признан Медногорский медно-серный комбинат из Оренбургской области – структура, близкая к «УГМК-холдингу», одному из крупнейших игроков российской цветной металлургии. Сами по себе итоги стали сенсацией, ведь на месторождения претендовал ГМК «Норильский никель» – гигант отрасли. Официальный сайт правительства Воронежской области сообщал, что разработчик месторождений планирует вложить в развитие территории более 3,6 млрд рублей.
Как уже сообщал «Эксперт Online», еще до объявления итогов конкурса экологические активисты Воронежской и Волгоградской областей сформировали движение «В защиту Хопра» – именно этот приток Дона, по мнению экологов, окажется под ударом при реализации проекта. В середине мая пробная немногочисленная акция движения состоялась в Воронеже, 27 мая активистами был организован автопробег между Урюпинском, Борисоглебском и Новохоперском, в котором участвовало около двух сотен машин из Волгоградской, Воронежской и Саратовской областей. По сообщению информагентства «Кавказский узел», в митинге, состоявшемся в Урюпинске 27 мая, приняли участие более 2 тыс. человек – для городка с населением 41 тыс. человек это более чем внушительно. 31 мая был проведен еще один «антиникелевый» автопробег по маршруту Урюпинск–Новохоперск (население 6,7 тыс. человек), где был проведен митинг, собравший еще больше участников – порядка 3 тыс. А 3 июня в 65-тысячном Борисоглебске на митинг вышли от 5 тыс. (по данным ГУВД) до 10-12 тыс. (по данным организаторов) человек. Участники акции приняли резолюцию с требованием к президенту Владимиру Путину немедленно отменить разрешение на разработку месторождений. «Никелевая тема» все это время обсуждается в блогосфере и местных СМИ. По данным «Коммерсанта», создается общественная организация «Зеленая лента», основной задачей которой станет борьба против разработки месторождений, расположенных в непосредственной близости от Хоперского заповедника.
Все это время Алексей Гордеев хранил молчание. А до – активно высказывался в пользу проекта, пытаясь уверить местное население, что добыча никеля может вывести Воронежскую область на новый уровень развития. Заявив о возможности отказа в разработке месторождений под влиянием мнения общественности, губернатор фактически занял противоположную позицию. Однако от заявления до реальных действий, естественно, еще далеко. Тем более что в «УГМК-холдинге» ранее заявляли: до начала активной фазы разработки месторождений пройдет много времени. Еще 31 мая директор по горному производству ООО «УГМК-холдинг» Григорий Рудой на пресс-конференции в Воронеже сообщил, что на данный момент по Еланскому и Елкинскому месторождениям существуют прогнозные, а не эксплуатационные запасы. Для оценки же последних потребуется четыре-пять лет геологоразведочных работ, которые могут и не подтвердить предварительные данные. Подземный рудник и ГОК вообще должны быть введены в эксплуатацию к 2022 году. «Почему я должен с ними разговаривать? – заявил представитель УГМК в ответ на вопрос о диалоге с общественными активистами. – Пусть протестуют. Нет объекта разговора – руды, нечего разговаривать с ними».
Впрочем, тут стоит оговориться. Экологические протесты в регионах России сегодня набирают силу. Если когда-то сенсацией стали митинги в Иркутской области в защиту Байкала, в результате которых «Транснефть» была вынуждена изменить маршрут нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, то сегодня протесты против тех или иных «грязных» производств стали обычным явлением. Так, в Красноярске 22 июня прошли общественные слушания по проекту строительства в 11 км от города Енисейского ферросплавного завода. Участники почти единогласно сказали инвестору твердое «нет».
Экологический протест – новое явление, с которым региональным властям приходится считаться. А поскольку чиновники пока не понимают, как именно можно с этим явлением бороться, они логично стараются не идти на обострение. Это в советское время на подобные вопросы закрывали глаза. Стране нужны были металлы, нефть, газ, лес и химическая продукция – и рядом с источниками сырья возникали заводы и комбинаты, продолжающие коптить воздух и сегодня. Классические примеры таких решений – создание Норильска, строительство целлюлозно-бумажного комбината на Байкале, развитие Кузбасса и т.д. Сегодня люди мириться с подобным отношением не собираются – отсюда и активные акции, возникающие на местах относительно новых индустриальных проектов. Однако искать золотую середину и чиновникам, и инвесторам, и общественности все равно придется. Всю страну, конечно, не превратить в заповедник, но освоением месторождений в новое время нужно будет заниматься не в привычной колониальной парадигме.