Не секрет, что береговая зона в восточной части Финского залива наиболее привлекательна для многоплановой хозяйственной деятельности, в частности для транспортного и жилищного строительства. Именно здесь осуществляется образование искусственных территорий, берего- и дноукрепление, связанное с сооружением подходных каналов, развитием инфраструктуры, сгущением транспортных потоков. Это определяется множеством объективных факторов: активизацией портового строительства в геополитических интересах России, ростом трансграничных грузопотоков, интенсивным развитием Северо-Западного региона в целом и Санкт-Петербурга в частности. При этом требуется комплексное экологическое обоснование каждого проекта, включающее и компенсационные меры по восстановлению нарушенных экосистем.
Классическим примером освоения намывных территорий могут быть Нидерланды, где уже несколько столетий ведется строительство дамб для защиты от наводнений, дренажных каналов, вовлекаются в оборот тысячи гектаров намывных земель.
Искусственная твердь
В Петербурге уже в конце XIX – начале XX века в ходе строительства Морского канала и Морского торгового порта были засыпаны отдельные протоки дельты Невы и соединены Гутуевский, Вольный и Большой Резвый острова в юго-западной части города. С конца 1960-х годов искусственные территории создавались на северо-западе, а также на юго-западе – там, где сейчас реализуется комплексный проект «Балтийская жемчужина», также включающий в себя дополнительный намыв территорий и создание системы искусственных каналов. В результате намыва грунта на Белой отмели в устье Большой Невы в 1960-х – 1970-х годах создан искусственный Белый остров, на котором построены сооружения для очистки сточных вод. На искусственных территориях находятся значительная часть стадиона имени С.М. Кирова, участок жилого массива на западе Васильевского острова и т.д.
В акватории Финского залива реализуются четыре крупных проекта, связанные с созданием искусственных территорий: «Морской фасад» на Васильевском острове, перегрузочный комплекс «Бронка» вблизи Ломоносова, порт Усть-Луга, а также проект комплексного освоения территории «Новый берег» недалеко от Сестрорецка. Каждый из этих проектов имеет свою специфику, однако все они прошли экологическое обследование и оценку воздействия на окружающую среду.
«Экология в настоящее время – один из рычагов управления экономикой, – рассказывает директор ООО „Эко-Экспресс-Сервис“ (компании, проводившей оценку воздействия на окружающую среду проектов „Новый берег“ и „Бронка“) Владимир Жигульский. – Но практика проведения государственной экспертизы показывает, что около 30% объектов, которые поступают на экологическую экспертизу, просто ее не проходят: во-первых, документация подготовлена недостаточно профессионально, во-вторых, эксперты считают, что это может привести к необратимым экологическим последствиям».
«В любом случае в рамках проведения экологической экспертизы должны появляться дополнительные требования, которые будут вноситься в проектную документацию. Эксперт-эколог может предусмотреть все, что нужно для защиты окружающей среды. Наша задача – найти сбалансированное решение», – поясняет эксперт.
Дань природе
«То, что любое строительство наносит ущерб окружающей среде, очевидно. Однако современное российское законодательство занимает достаточно оптимальную позицию относительно экологов и застройщиков: если при строительстве наносится ущерб окружающей среде, то его обязательно нужно возмещать, – высказывается исполнительный директор ООО „Феникс“ (компании, возводящей комплекс „Бронка“) Алексей Шуклецов. – Природа должна иметь возможность восстановиться после антропогенного вмешательства. Уже на стадии разработки проекта наша компания инициировала целый комплекс исследовательских работ для всестороннего изучения возможного воздействия объекта на окружающую среду и разработки мер по нейтрализации этого влияния. Например, сейчас мы для компенсации воздействия на водные биоресурсы оплачиваем выращивание и выпуск в водоемы молоди ладожской палии. Данная работа жестко контролируется Росрыболовством на всех стадиях. Нашими совместными усилиями этой весной поголовье палии уже увеличилось на 10 тыс. годовиков, и выпуски рыбы будут продолжаться. На стадии строительства исследовательские работы переросли в полномасштабный экологический мониторинг всех компонентов окружающей среды. Результаты мониторинга показывают, что строительство перегрузочного комплекса „Бронка“ не ухудшило состояние окружающей среды на прилегающих территориях и в акватории Невской губы».
Что касается работ по намыву под Сестрорецком, то здесь должно появиться около 370 га новых земель. На них предполагается возведение 3,5 млн кв. м недвижимости (включая жилье, социальные, коммерческие и прочие объекты). Кроме того, согласно проекту, на острове появится одна из самых крупных яхтенных гаваней в городе. Она сможет принимать до 400 яхт одновременно.
«Для компенсации вреда рыбному хозяйству предполагается вырастить и выпустить чуть менее 8 тыс. экземпляров жизнестойкой молоди (двухгодовиков) лосося, – рассказывает заместитель генерального директора, директор департамента развития ООО „Северо-Запад Инвест“ (девелопер проекта „Новый берег“) Владимир Жуйков. – Для частичной компенсации за прибрежные зоны мелководий, уничтоженные в процессе инженерной подготовки территории, планируется создать искусственные – ориентировочно на площади более 60 га с нулевыми отметками при средних значениях уровня воды в заливе. За три-четыре года они должны образовать мелководную высокопродуктивную зону, которая будет использоваться как для нереста рыб, так и для стоянок перелетных и аборигенных видов птиц, в период размножения которых планируется прерывать шумные работы по дноуглублению и намыву территории».
Компания «Усть-Луга», намывающая участок площадью 15,34 га, разрабатывает и реализует специальную программу по возрождению Кургальского заповедника и Котельского заказника. Цель программы – пополнение запасов рыбы, увеличение количества гнездовий птиц, численности зверей и зеленых насаждений.
Большие планы
Безусловно, не только Санкт-Петербург использует технологии намыва территорий при создании дополнительных участков для девелоперов в местах, имеющих спрос и характеризующихся дефицитом площадей. Ярким проектом должен был стать «Остров Федерация», который планировали соорудить к Олимпиаде 2014 года в акватории Сочи. Общий объем инвестиций в данный проект оценивался в 155 млрд рублей. Проект включал в себя комплекс жилых и коммерческих площадей на 700 тыс. кв. м в расчете на проживание 20-25 тыс. человек. Предварительный мастер-план острова был выполнен знаменитым Эриком ван Эгераатом. Предполагалось строительство вилл на волноломе, пляжных бунгало с бассейнами на побережье, домов на берегах рек, на холмах и в дюнах. Примечательно, что инициатором проекта была компания «М-Индустрия» (девелопер из Санкт-Петербурга), в качестве инвестора называлась компания Allied Business Consultants из Объединенных Арабских Эмиратов. Однако проект закрылся, так и не успев начаться: «М-Индустрия» после кризиса 2008 года не смогла справиться с долгами и ушла с рынка, оставив после себя лишь картинку несостоявшегося острова. Кстати, прообразом «Острова Федерация» стал реальный намывной остров Пальм Джумейра в эмиратском Дубае.
Еще один, совсем уж футуристический, проект намыва нескольких островов в Финском заливе был анонсирован в 2009 году компанией Coalco Development, связанной с российским миллиардером Василием Анисимовым. Идея протянуть цепочку из семи новых островов от Васильевского острова до Кронштадта общественность сразу восприняла скорее как шутку, чем что-то действительно реальное.
Тем не менее практика показывает, что интерес к созданию новых территорий в акватории Финского залива у девелоперов остается. В этой связи задачи властей – переработка Генплана города и изучение перспектив включения возможных намывных территорий в этот градостроительный документ.
Санкт-Петербург
Выполняются все требования экспертов Директор ООО «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Жигульский:
– В настоящее время в России существует достаточно стройная система проведения оценки влияния на окружающую среду. В рамках этой процедуры рассматриваются все факторы антропогенного воздействия. В том числе на животный мир, на атмосферу, на все остальные компоненты. В рамках этой процедуры определяется допустимость воздействия на природу: есть такая возможность или нет, и если есть, то при каких условиях предусматривается ряд инженерно-технических, природоохранных и компенсационных мероприятий, которые позволяют обеспечивать строительство при соблюдении условий экологической безопасности.
В нашей стране упор сделан на компенсационные мероприятия, в других же государствах больше внимания уделяется ограничению воздействия. Хотя нельзя сказать, что у нас разрешают все, – ограничений достаточно. Однако я говорю о принципиальной разнице. В рамках нашего законодательства невозможно не выполнить требования экспертов по защите окружающей среды. Но повторюсь: сначала мы сосредотачиваемся на компенсационных мероприятиях, а уже потом – на ограничениях.