Проекты в области энергоэффективных технологий всегда кажутся помпезными идеями, граничащими с фантастикой. На Юге заявления о старте таких проектов появляются с завидной частотой, но, как правило, все они выступают под девизом «эксперимент», как бы в оправдание того, что до реального финиша доходят лишь единицы. Астраханский проект с оптимистическим названием «Солнечный город», кажется, стал редким исключением. Когда спрашиваешь кураторов о его целях, становится понятно, что для здешних властей это не просто эксперимент, а возможность решения тотальных проблем Нариманова в области ЖКХ — город около 10 лет забывал о горячей воде на весь летний период. Этот небольшой городок в пятидесяти километрах от Астрахани с населением в 12 тысяч жителей был образован в 1960-х годах, его основой стали судостроительный завод «Лотос» и нефтяной терминал. Сегодня завод в несколько раз уменьшил свои мощности, и Нариманов теперь воспринимается жителями как типичная тихая периферия Астрахани с полным букетом проблем моногородов.
Солнце как выход
«Солнечный город» находится на окраине Нариманова. Уже к девяти утра солнце начинает сжигать наши спины и руки, спрятаться негде — вокруг бесконечные полупесчаные степи. Намерение использовать эту неуёмную природную энергию как-то сразу кажется логичным. За ограждением из сетки-рабицы виднеется жёлтое поле без клочка зелени, усыпанное тысячами отражающих стеклянных пластин — это солнечные элементы. Чуть дальше — пара белых труб.
— В России этот проект — пионер в своей отрасли. И даже в Европе вы подобный формат встретите не так уж часто, — рассказывает генеральный директор компании-застройщика «Термо-технология» Анатолий Петров. — Площадь этого поля составляет два гектара. В Европе, где каждый метр земли стоит немыслимых денег, такие проекты предпочитают реализовывать локально. Участок, на котором мы сейчас находимся, до строительства станции был совершенно заброшенной территорией, никому не нужным заболоченным пустырём.
Строить решили поэтапно: начали с новой котельной, которая некоторое время работала на традиционных источниках энергии, примерно через год возникло и поле с коллекторами.
— Там недалеко, видите, труба торчит? — указывает в сторону горизонта Виктор Яковлев, министр ЖКХ Астраханской области — его ведомство курирует все местные проекты по альтернативным источникам энергии. — Это старая котельная, которую строили в советское время с возникновением завода «Лотос», чтобы она обеспечивала потребности и завода, и города, который тоже должен был развиваться. Последние годы эта котельная приносила порядка 40–50 миллионов рублей убытков ежегодно — она просто сжигала газ по тем тарифам, которые предоставляли населению. Из-за накопившихся долгов, как только заканчивался отопительный сезон, котельная переставала получать газ. И так до следующей зимы. В течение девяти лет Нариманов забывал, что такое горячая вода летом. Как вы понимаете, нам нужны были варианты решения системных проблем в структуре ЖКХ города.
Первоначальная цель — получить круглогодичное горячее водоснабжение города без повышения тарифов на эту услугу. Нам демонстрируют огромные белые металлические баки, как поясняют потом техники, — аккумулирующие термоса по 250 кубометров, которые накапливают воду в течение дня, сохраняя температуру до 60 градусов, и подают в город в ночное время суток, а зимой ещё и обеспечивают тепловые сети для отопления. В нескольких метрах от накопителей расположена новая котельная. Заходим внутрь, но жара труб не ощущаем — летом здесь работает только насосная станция, а вода нагревается там — на стеклянных полях.
Новая котельная — тоже инновационный продукт, всё оборудование полностью автоматизировано. Если советскую котельную обслуживал персонал из 50–60 человек, то на новом объекте работает в общей сложности 10 специалистов. Сегодня на эту систему завязана вся сеть тепло‑ и газоснабжения города, её автоматизация позволила вдвое снизить потребление городом газа. Оборудование было запущено год назад, но этой весной оно заработало в новом режиме — половина энергии стала поступать от солнечных коллекторов.
Стеклянный мир
Мы направляемся к стеклянным полям. Территория разделена на четыре примерно равных участка, между которыми расположены небольшие насосные подстанции и проложена асфальтовая дорога. На поле 2200 коллекторов — тех самых стеклянных пластин по полтора метра каждая, пронизанных по всей площади сотней мелких медных трубочек. Пока с полей можно получить 6,2 МВт энергии. Этого объёма достаточно для обеспечения всего Нариманова.
— Вода нагревается в коллекторах, потом переходит в насосную станцию, где происходит процесс теплосъёма энергии, затем вновь возвращается в бак, — поясняет мне один из техников станции. В этот момент где-то вдалеке слышится звук пастушьего рога — он трубит стаду сбор. Когда так часто слышишь слова, начинающиеся на «авто‑» или «нано‑», существование пастушьих традиций рядом за холмом создаёт изрядный психологический эффект.
Коллекторы, насосные станции, котельная — это только зримая часть всего комплекса, верхушка айсберга. Внизу, под землёй, проложена разветвлённая сеть теплопровода, который предназначен для сброса теплоносителя, там же разместились подземные резервуары для вспомогательных насосных станций.
Сейчас стеклянные поля проходят процесс пусконаладочных работ. От персонала требуется постоянный контроль за циркуляцией теплоносителей в системе, перепадами температур — для всех погодных условий существуют свои допустимые нормы — и за состоянием нагревательных стёкол коллекторов, которые должны быть очищены от пыли и песка. Специалисты станции сетуют, что европейские аналоги обычно устанавливают в траве, что естественным образом защищает от попадания песка на поверхность коллекторов. Однако отечественные стандарты предполагают ровную песчаную поверхность. И, к сожалению, этого условия нельзя избежать, хотя оно и прибавляет работы по очистке площади полей, да и на стоимость проекта влияет весьма существенно.
Взаимодействие котельной и коллекторов и сохранение баланса температур обеспечивает специальная компьютерная программа. Контроль за её работой, пожалуй, является одним из ключевых этапов функционирования всей системы. Вода в панели коллектора нагревается от солнца до 110–120 градусов, то есть достигает температуры кипения. Нагревание теплоносителя до такой температуры приведёт к аварии. Однако когда теплоноситель начинает достигать своей предельной температуры и закипать, программа автоматически обеспечивает его сброс.
Вода в коллекторах тоже систематически обновляется. Еженедельно после анализа состояния воды в циркуляры заливается новая жидкость; эти меры требуют особого контроля, чтобы исключить различные накипные процессы.
А что зимой?
К полудню, с опускающимся на поле маревом, в способности астраханского солнца «обогреть» здешних жителей никто не сомневается. Но как будут функционировать коллекторы зимой?
— Мы лишь частично ограничены сезонными условиями, — поясняет Виктор Яковлев. — Здесь же нет зависимости от того, как сильно греет солнце, — батареи функционируют от ультрафиолета. Зимой станция тоже будет делать своё дело: температура воды в Волге в зимний период примерно плюс четыре градуса, коллекторы смогут её разогреть до 30 градусов, а потом останется лишь довести её до положенных 60 градусов. То есть, по сути, мы экономим 50 процентов электроэнергии.
— Станция может работать как в летний, так и в зимний период, вопрос только в том, каким будет теплоноситель, — раскрывает техническую сторону вопроса Анатолий Петров. — Сейчас это умягчённая вода с добавлением антинакипных присадок. Есть специальный теплоноситель на основе пропиленгликоля, прототип всем известного антифриза, которому не страшны морозы, и даже при минусовой температуре он будет циркулировать. Такие технологии повсеместно применяются в Европе. И, несмотря на небольшое повышение себестоимости в обслуживании проекта, он достаточно быстро окупается, так как здесь нет затрат на газ и минимальны затраты на энергию.
Экономика проекта
Проект «Солнечный город» разработало и обслуживает строительно-ремонтное предприятие «Термо-технология» — астраханская компания, основной профиль которой — теплоэнергетика. На рынок этот игрок вышел 16 лет назад, а над энергоэффективными технологиями работает последние семь лет. Как отметил Анатолий Петров, «на Юге просто нужно этим заниматься — это неисчерпаемая кладовая, которая должна быть использована без всяких последствий для природы».
Проект в Астрахани — одна из наиболее крупных работ компании. Но, как отмечает её руководство, сегодня предприятие получило заказы на разработку подобных гибридных станций в Ростове и в Тинаки, известной астраханской курортной зоне. Есть также планы в Волгоградской области и Дагестане.
Прежде чем запустить «Солнечный город», как застройщик, так и курирующие проект местные власти изучали опыт реализации подобных инициатив в Австрии и Италии. Однако, как отмечает генподрядчик, основные разработки пришлось проводить самостоятельно. В Европе такая система работает в локальном формате, то есть для каждого дома предназначена своя система коллекторов. Наши же сети коммуникаций предполагают централизацию. Если брать европейский проект, то придётся менять всю инженерную сеть, что увеличит стоимость реализации в несколько раз. «В Европе такие установки могут быть размещены на крыше дома или даже на дворовой площадке, — поясняет Анатолий Петров. — С последними, как вы знаете, у нас вечный дефицит, а для размещения на крыше здания нам пришлось бы вносить изменения в саму конструкцию каждого объекта. И мы приняли решение сохранять ту централизацию, которая была предусмотрена генпланом города».
Все проектные и строительные работы «Термо-технология» осуществляла на собственные средства, и пока объект является собственностью компании. Согласно рабочему контракту, когда «Солнечный город» начнёт работу, муниципальные власти примут его в эксплуатацию; в течение 2–3 лет станция будет передаваться городу и возмещать все затраченные генподрядчиком средства. После полной передачи объекта «Термо-технология» будет выступать только в качестве эксплуатационной компании.
На «Солнечный город» у компании ушло порядка 170–180 млн рублей: около 92 млн рублей потребовалось для коллекторов, 64 млн рублей — для строительства котельной, и ещё дополнительный объём средств понадобился для прокладки подводящих сетей.
Проект реализован с рекордной скоростью. Полтора года — невиданный результат для России: как правило, у отечественных проектов в области альтернативной энергетики заявленный средний срок реализации варьируется от 5 до 10 лет. Во-вторых, достаточно быстрая для таких проектов окупаемость: через 10 лет проект полностью окупится — обычно же говорят о 25 годах. Однако генподрядчик сетует, что при нынешнем состоянии экономики — это всё-таки большой срок: сейчас проще работать на «коротких» деньгах. И всё же «Термо-технология» решила пойти на определённые риски: 70% от общей суммы проекта — это собственные средства компании, 30% — заёмные средства и товарные кредиты. «Товарный кредит в виде поставки коллекторов нам предоставила немецкая компания Buderus, — рассказывает Анатолий Петров. — Дело в том, что наша компания является их официальным представителем в России, поэтому они пошли на условия предоставления коллекторов в рассрочку».
Нужна поддержка властей
Новые проекты в ЖКХ сегодня, похоже, становятся всё более перспективными, однако инвесторы пока с настороженностью относятся к ним. Как объясняет г-н Петров, компания, заходящая в коммуналку, должна отработать для себя схему, которая бы обезопасила её бизнес. Например, его предприятие исходит из того, что госзаказом могут являться не более 50% проектов — другая пропорция может грозить компании банкротством.
Сфера ЖКХ всегда очень плотно связана с работой с населением. И велика вероятность, что если реализация проекта пойдёт не так, как запланировано, или в какой-то момент жители перестанут платить за услуги, инвестору просто не с кого будет спросить. «И потому, — говорит Виктор Яковлев, — второй важный момент — это снижение рисков, которое наступает только тогда, когда власти позиционируют себя в качестве гаранта». Опыт «Солнечного города» пока показывает положительные результаты такого сотрудничества.
«Мы попробовали эту модель сотрудничества с клиентом, и она кажется нам сегодня наиболее приемлемой, — поясняет г-н Яковлев. — Тем более что ещё в этом году мы поставили цель развивать таким же образом и город Камызяк, сегодня там аналогичные проблемы. Первое, что мы там будем делать — закрывать неэффективные котельные и строить маленькие современные с большим КПД. Пока у нас только одна проблема — финансирование. Но надеемся, что хотя бы такая серийность проектов станет сигналом для федеральных властей».
Однако вся программа по модернизации системы ЖКХ будет закончена через год-полтора. Чтобы комплекс заработал полностью, приносил больше, чем минимальный доход, необходимо, чтобы система была задействована не только внутри каждого города, но и внутри отдельного объекта.
«С учётом того, что горячей воды в городе не было, для нас уже в этом году проект оправдал себя. Потому что мы уже сейчас собираем выручку, — подытоживает глава муниципального образования Наримановского района Нурлан Кандыков. — Пока нам ещё сложно продемонстрировать в цифрах, насколько выгоден “Солнечный город”. Но следующей весной мы сможем показать, какова эффективность проекта, буквально до копейки».
Любопытно, что наримановский проект не вошёл в федеральную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», хотя необходимые документы подавались. Однако попытки местных властей привлечь средства из федерального бюджета на этом не заканчиваются. В следующем году область снова будет пытаться войти в программу.
Нашёлся интересант
Тем временем кураторы проекта фонтанируют оптимизмом и идеями. Рядом с котельной они уже присмотрели место для будущей биогазовой установки: её работа в перспективе позволит полностью отказаться от электроэнергии, которую городу поставляют энергосбытовые компании, и частично — от газа. «От идеи до её воплощения по каждому проекту у нас уходит полтора года, — утверждает г-н Кандыков. — Когда комплекс уже частично есть, нам остаётся только “насаживать” один проект на другой. И даже если экономия от каждого проекта составит 5–10 процентов, то суммарно весь комплекс уже даст колоссальные результаты. Тем более что заинтересованная сторона в сфере бизнеса у нас есть, модель сотрудничества мы выработали, да и область готова поддерживать. В Нариманове, закрыв старую котельную, мы сэкономили, считайте, 40 миллионов рублей, и сейчас этими же средствами расплачиваемся с инвестором».
У Астраханской области глобальные планы развития первого успеха. Кроме создания комплексов альтернативной энергии в небольших городах, власти присматриваются к плану введения таких станций и в Астрахани. Теоретически их можно размещать локально — от микрорайона к микрорайону, или же устанавливать на отдельных домах. Однако чтобы завести подобную систему в полумиллионном городе, потребуется в десятки раз больше вложений. А финансовая составляющая — пока достаточно слабая часть таких проектов.
«Поймите, даже переход Астрахани на альтернативную энергию — не столь уж фантастичная идея, — поясняют мне в конце концов. — У банков сегодня есть свободные деньги, финансирование масштабных проектов возможно. Вопрос в другом: здесь должно появиться заинтересованное лицо, ведь вся эта система — тоже бизнес». Инвесторы в данном случае имеют в виду не только себя, но и местные власти.