По данным авторов доклада, угольный дым вызывает болезни сердца и хронический бронхит. Это ежегодно уносит жизни 3 тыс. жителей Германии. Общие расходы на лечение граждан альянс оценил в 6,5 млрд евро. Правда, и сам сознался, что к их цифрам стоит относиться с известной долей осторожности. Понимая, что от электричества на угле никто отказываться не будет, организация призвала правительство Германии хотя бы сократить квоты на выброс углекислого газа ТЭЦ в атмосферу.
Довольно заметный переход на грязное топливо ранее критиковала и фракция «зеленых» в бундестаге. По словам ее председателя Юргена Триттина, тот, кто всерьез относится к переломным изменениям в энергетической политике Германии, не может поддерживать строительство угольных электростанций. Правительство не вняло. Наоборот, министр окружающей среды Питер Альтмайер выступил с заявлением о необходимости строительства новых энергетических объектов, работающих на угле.
После аварии на японской АЭС «Фукусима» кабинет Ангелы Меркель решился на довольно рискованный шаг – закрыть все атомные электростанции. К тому моменту доля ядерной энергетики составляла 30% в общем производстве электроэнергии в ФРГ. Предполагалось, что заменой опасному атому послужат экологически чистые источники. Чтобы подать пример населению, канцлер Германии даже распорядилась установить на крыше своего ведомства в Берлине солнечные батареи.
В настоящее время остановлено восемь из 17 немецких АЭС. Так называемый энергетический поворот Меркель вызвал в Германии массовое строительство ветровых генераторов. Но в целом они не смогли заменить «мирный атом». Сейчас доля ветряков в производстве электричества не превышает 10%. Еще столько же добавляют солнечная энергия и переработка биомассы. Но альтернативная энергетика оказалась еще полностью не освоенной, а главное – очень дорогой по сравнению с традиционной. Расходы на ее субсидирование превысили 100 млрд евро. Дальнейший переход на возобновляемые источники энергии плохо сочетается с политикой бюджетной экономии. И Германия нашла выход в самом традиционном и самом дешевом энергоресурсе.
Несмотря на экологические недостатки ТЭЦ, лоббисты угледобывающей промышленности призвали правительство признать уголь в качестве переходной технологии на пути от АЭС к альтернативной энергетике. Кабмин в целом согласился. Из всех видов топлива, используемого для производства электроэнергии в Германии, сейчас более 40% приходится на долю угля. И изменений, судя по заявлениям германского министра окружающей среды, ждать не стоит. Энергия, получаемая из экологически чистых источников, дорого обходится. Чтобы не пошатнуть позиции немецкой экономики, следует предлагать электроэнергию по стоимости, сравнимой с ценами конкурентов в индустриально развитых странах. Потому мечтать о зеленой Германии можно, но пока лучше заменить устаревшие угольные ТЭЦ более современными и эффективными.
В результате этой политики объем добытой из угля электроэнергии в прошлом году достиг в Германии самого высокого показателя за последние четверть века. Руководство Объединения немецких угледобывающих предприятий сообщает, что КПД угольных ТЭЦ доведено почти до 50% и готово обеспечить Германии надежное энергоснабжение на все время перехода к альтернативным источникам энергии.
По мнению экологов, отказ от АЭС уже напоминает смену шила на мыло. Страна очень богата углем, но его добыча стала нерентабельной еще лет 50 назад. В ФРГ истратили 130 млрд евро, чтобы постепенно закрыть шахты Рура, и подготовить местность к жизни без добычи угля. Пришлось приучить к другой профессии около полумиллиона человек. Теперь в стране начинается обратный поворот. Только уже без намека на расцвет горнорудной отрасли. Уголь в стране добывают уже более тысячи лет. Дешевых месторождений практически не осталось. Правительство пока дотирует остатки угледобывающей промышленности, но только из стратегических соображений – немецкое топливо по себестоимости обходится в три-четыре раза дороже, чем в соседних странах. Так что уголь для строящихся ТЭЦ придется покупать в России или Польше.