Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Прагматика «зелёного» сознания


Когда я, отправившись в деловое турне по Дании, впервые услышал о задаче сократить здесь до нуля выбросы СО2 к 2050 году, то подумал, что это какая-то шутка. У нас тут (в мире) кризис не отгремел, проблем по горло — а здесь сразу 2050 год. У нас тут (в Европе) безработица растёт и с мигрантами надо что-то делать — а тут выбросы углерода. А от происходящего у нас тут в России и 2050 год, и СО2 далеки так и просто неприлично. Но эта высокая задача — лишь вершина айсберга, в подводной части которого, по сути, — посткризисная стратегия развития европейской экономики.

Ветер в голове

Издалека теплоэлектростанция Avedor, принадлежащая корпорации DONG Energy и обеспечивающая электроэнергией более миллиона домохозяйств, а теплом — свыше 200 тысяч, выглядит как два стоящих на берегу океанских лайнера с непропорционально длинными трубами. Сходство усугубляют косые линии и неправильные углы, странные для русского глаза. Это — два энергоблока. Один построен в 1990 году и работает на угле, второй — в 2001 году и работает бог знает на чём: гибридная технология позволяет жечь мазут, газ, пилеты, солому, разного рода биомассу. КПД этого энергоблока пару лет назад считался самым высоким в мире — 92%; он достигался за счёт сочетания высочайшей температуры сжигания (500 °С) и рекордного давления (300 Бар). Задача — в ближайшие годы этот энергоблок полностью перевести на пилеты. Уже сегодня 52% вырабатываемого станцией тепла, идущего в систему центрального отопления Дании, — из возобновляемых источников. Стимул этого движения — налоговые послабления для «зелёной» энергии, причём одна половина льгот достаётся производителям, другая — потребителям «зелёного» тепла. Около половины стоимости тепла в этой стране — налоги, поэтому любые льготы очень ощутимы.

К 2020 году уже 70% энергии Дании будет вырабатываться за счёт ветра, солнца и биогаза

Прямо за станцией, в море, мы видим три ветряка высотой по 120 метров и мощностью по 3,5 МВт каждый. Нам говорят, что скоро море вокруг Дании зарастёт ветропарками. На воде есть возможность избежать огромного количества ограничений, действующих на суше, а также проблем с соседями. Строить в море, конечно, гораздо сложнее, но строить можно масштабнее — высота ветряков в Дании доходит до 250 метров. Для сравнения, главное здание МГУ в Москве вместе со шпилем — 240 метров.

Ветер — главное конкурентное преимущество Дании и, похоже, будущее её энергетики. Соседи-скандинавы развивают гидроэнергетику (Норвегия, Швеция) и строят атомные станции (Финляндия). А в Дании постоянно дует ветер. Второй в Европе центр ветро­энергетики — Юг: Италия, Испания, но к ветру там ещё добавляется солнце. Сейчас, по данным организации State of Green, около 22% всей вырабатываемой в Дании энергии — из возобновляемых источников. «Через 20 лет наша страна будет вырабатывать энергию только из возобновляемых источников, — заявил на встрече с российскими журналистами министр климата, энергетики и строительства Мартин Лидегаард. — Программа нашего развития на эту перспективу утверждена 95 процентами голосов в парламенте. В ближайшие восемь лет мы удвоим инвестиции в эту сферу. К 2020 году уже 70 процентов энергии будет вырабатываться за счёт ветра, солнца и биогаза. Это сделает нас самой амбициозной страной мира в сфере “зелёных” технологий».

Программу развития энергетики, о которой говорил министр, приняли в Дании ровно год назад. Согласно документу, к 2020 году в стране должно быть создано дополнительно 2000 МВт ветроустановок, из которых половина — размещённые в море ветропарки, называемые тут офшорами. Сейчас в королевстве действует ветромощностей на 3700 МВт.

Прагматика «зелёного» сознания
Такие солнечные парки в Дании часто питают бывшие традиционные котельные

Как рассказывает Питер Йоргенсен, вице-президент компании Energynet.dk, которая в энергоцепочке Дании отвечает за хранение, передачу и во многом за строительство ветроустановок, «зелёное» правительство в этой стране пришло к власти в 1996 году. В это время опорой энергосистемы были несколько больших ТЭЦ, работающих на угле. Новые власти нашли способ, как пустить развитие энергосистемы совсем по другому руслу. Они ввели тарифы на закупку излишков энергии, вырабатываемой небольшими частными станциями. С тех пор «зелёные» мощности растут по экспоненте — сеть из примерно 6 тысяч небольших ветротурбин и 400 когенерационных установок охватила всю страну. Мощность выросла с 600 МВт в 1996 году до 3,6 тысячи сегодня — и что важно, это результат политического решения, помешать которому не смогло лобби крупнейших государственных игроков отрасли. «Большую часть крупных станций просто закрыли, — говорит Питер Йоргенсен, — некоторые перешли на работу на биомассе». Сейчас основная задача Energynet.dk — увязать все виды энергомощностей в единую умную систему (smart grid), которая позволяла бы вовремя переключаться на самый выгодный для страны вид генерации — ведь на стоимость электроэнергии на бирже влияет даже фактор сильного или слабого ветра. Однако, даже несмотря на угрозу такого рода нестабильности, нам показывают, что энергия из ветра здесь — самая дешёвая: 1 крона (около 5 рублей) за 1 кВт/час.

Калькуляция рисков

Идея энергоэффективности в связи с угрозой глобального потепления укрепилась в европейской экономике уже сравнительно давно. Например, в 2006 году Европейская комиссия утвердила план действий, согласно которому к 2020 году планировалось сэкономить 20% энергии. В идеологии этих действий три пункта, каждый из которых при определённых обстоятельствах может выходить на первый план. Во-первых, это предотвращение изменений климата. «Климат — это самая большая проблема моего поколения политиков, — говорит Мартин Лидегаард. — Если мы не начнём решать эту проблему сейчас, её невозможно будет решить». Во-вторых, энергоэффективность позволяет снизить опасность энергозависимости — с одной стороны, от импорта энергоносителей, с другой — от повышения цен на электроэнергию. Важно понять, на чём основан прогноз о повышении цен. Он родился не из идеи роста экономики, а из перспектив серьёзного увеличения городского населения во всём мире. Ожидается, что в ближайшие два десятилетия доля людей, живущих в городах, вырастет с 50 до 70%. Одно это уже создаёт предпосылки для роста энергопотребления на 45% к 2030 году. Третья идея, как её формулируют власти Дании, — создание рабочих мест и успехи датской экономики. С 2004 по 2009 годы «зелёный» сектор экономики рос в среднем на 11% в год, а во время кризиса он почти не упал, рассказывают нам в мэрии Копенгагена. Город поставил себе задачу снизить выбросы СО2 до нуля к 2025 году — и для бизнеса это во многом поддержка спроса на энергоэффективные технологии.

Прагматика «зелёного» сознания
Этот частный дом не только не потребляет энергию извне, но и поставляет её в сеть

Ивер Нильсен, руководитель по работе с прессой State of Green — организации, созданной государством, но объединившей ассоциации всех отраслей, заинтересованных в развитии темы энергоэффективности, показывает, что на отрезке между 1980 и 2008 годами экономика Дании выросла на 80% — а энергопотребление осталось на том же уровне. А на отрезке между 1990 и 2010 оно и вовсе снизилось примерно на 12%. Но за темой энергоэффективности — стратегия роста национальной экономики. Около 10% датского экспорта приходится на энергоэффективные технологии, страна также активно продаёт саму энергию — при внутреннем максимальном потреблении в 6,4 тысячи МВт Дания имеет мощностей почти на 13,5 тысячи МВт — избытки уходят в основном в Норвегию. Конечно, дешёвая энергия повышает экспортный потенциал. А к дешёвой энергии прибавляется весь комплекс технических решений в сфере энергоэффективности, услуг по проектированию и инжинирингу. В этих сферах страна вырастила крупные корпорации, уже работающие сегодня в России, — Danfoss, Grundfos, Ramboll и др.

В ближайшие два десятилетия доля людей, живущих в городах, вырастет с 50 до 70%. Одно это создаёт предпосылки для роста энергопотребления на 45% к 2030 году

«Эта программа действий — страховка для Дании, — признаётся Мартин Лидегаард. — Если цены на энергию поползут вверх, мы выиграем на увеличении экспорта, если останутся на месте — мы выиграем в сфере энергобезопасности. Мы хотим стать моделью для других стран — показать, что переход, который мы задумали, возможен».

Вот такая нескромная национальная идея одной из самых скромных европейских стран.

Никакой руки рынка

Достаточно лишь приглядеться к тому, что происходит в датской энергетике, чтобы понять, что нынешняя ситуация и заявленные амбиции — не порождение рынка. Это совместная стратегия правительства и национального бизнеса. Программу развития Дании поддержали все бизнес-ассоциации.

Показателен бюджет изменений. Нам показывают таблицу, в которой посчитаны траты Копенгагена. Строка первая — в период с 2013 по 2025 год муниципалитет потратит на тему энергоэффективности 0,4 млрд евро. Это не фантастическая, хотя и ощутимая для бюджета города, в котором живёт чуть больше 530 тысяч человек, сумма. Вторая строка — в этот же период «прямые вложения бизнеса» составят 3,25 млрд евро. Тоже, конечно, скромно. Строка третья, шокирующая — «общие вложения» в тему энергоэффективности за этот период составят 82,8 млрд евро. Мы бросаемся уточнять: как это из двух маленьких сумм получилась одна большая? Оказалось, в качестве прямых затрат муниципалитета и бизнеса подсчитаны прежде всего расходы на создание прецедентных модельных проектов, лучших примеров для подражания.

В городке Сённеборг нас привозят в училище, которое полностью построено из ранее использованных материалов. При этом здание, оснащённое солнечными панелями, само обеспечивает себя электроэнергией. Вот это — модельное здание для госсектора. «Как муниципалитет мы должны давать пример, потому что мы здесь — самый большой работодатель, — говорит нам на встрече Осе Нюгорд, мэр Сённеборга, население которого меньше 80 тысяч человек. — Мы предпримем энергетический ремонт наших зданий, оптимизируем транспорт, уличное освещение. Для нас очень важен целостный подход к проблеме. “Зелёное” сознание должно стать частью нашей жизни».

И не скажешь, что датчане рождены с таким сознанием. Проблема города в том, что половина домов — 37,5 тысячи — частные. При этом средний возраст домов — 65 лет. Как вовлечь в процесс сбережения энергии 18,6 тысячи собственников — большой вопрос. Для решения этой проблемы был нанят один человек. Получая зарплату в муниципалитете, он обходит дома и проводит бесплатный энергоаудит — то есть консультирует хозяев. Около 65% тех, кого он посетил, потом делают энергетический ремонт. Деятельность этого человека уже повлекла за собой работы на 12 млн евро — эти работы оплачены из карманов граждан. А для компаний запустили программу «Компания Ноль» — такое звание получает компания, которая обеспечила отказ от вредных выбросов. Участниками этой программы уже стали 45 компаний и 90 магазинов. ProjectZero — главный товар Сённеборга. Это исключительно идеологический продукт, с которым местные власти и местный бизнес приходят во все сферы жизнедеятельности.

Позже мы остановились возле коттеджа, который потом видели на многочисленных рекламных буклетах. Это частный дом, который тут называют Zero+ house — то есть дом не просто не потребляет электроэнергию, а его хозяева не получают счета за энергоснабжение: он ещё и поставляет электроэнергию в сеть. На его крыше расположены 42 кв. м солнечных панелей. Когда дом строился, солнечные панели и другие материалы были довольно дороги — бизнес, заинтересованный в том, чтобы появился пример для подражания, по­участвовал в его строительстве. С учётом этого смета строительства получилась даже на 10% больше сметы обычного дома. Но от появления прецедента выиграли все, сегодня цены на те же технологии гораздо ниже — и количество таких домов быстро увеличивается.

Если с чего-то и начинать перенимать датский опыт, то именно с создания прецедентных тиражируемых проектов.