Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

В чужую Арктику со своим уставом


Молчаливый Запад

Этой истории, кажется, сам бог велел стать очередной драмой про особенности правосудия в авторитарной России.

Вот среди арестованных как минимум на два месяца оказался наш коллега, фотограф Денис Синяков, которому пытаются пришить «пиратство» просто за то, что он выполнял свои профессиональные обязанности.

Вот несколько дней иностранные дипломаты не допускаются до своих арестованных сограждан.

Вот Владимир Путин, оправдывая предельно жесткие действия наших пограничников, ссылается на напряженную международную обстановку и, в частности, захват торгового центра в Найроби, который — маленькая загвоздка — случился двумя днями позднее.

Вот абсолютно обоснованные страхи экологов. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций многократно возрастает. Многочисленные штормы с густым туманом резко осложняют ликвидацию последствий возможного разлива нефти. Если он случится во время полярной ночи, то ликвидировать его будет практически невозможно.

И где же взбудораженная мировая демократическая общественность, которая вместе с российским «креативным классом» возмущается выборными фальсификациями, нацепляет пуссирайотовские балаклавы и призывает бойкотировать сочинскую Олимпиаду из-за антигейского закона? А нет ее, этой общественности.

Как нет и громких заявлений со стороны иностранных дипломатов. Так, пара почти дежурных комментариев от голландцев и финнов, и до сих пор никакой реакции со стороны Вашингтона, хотя среди задержанных есть гражданин США. Да и момент для дипломатического удара самый что ни на есть удачный: только что Москва одержала серьезную имиджевую победу в сирийском вопросе — как тут не напомнить миру об «ужасах» российского режима?

Но нет, ничего этого нет. Отсюда напрашивается вывод, что события этих дней на севере нашей страны не кажутся Западу чем-то особенно диким и, более того, происходят с его молчаливого согласия, если не с одобрения.

Тайная война за Заполярье

«Последним фронтиром» называют сегодня эксперты Арктику. То есть территорией, освоение которой может стать центральной осью мировой политики на все нынешнее столетие. По различным оценкам, под арктическими льдами скрыто до четверти неразведанных мировых запасов нефти и газа. Геологическая служба США называет цифру в 90 млрд баррелей нефти. Это значит, что на одной только арктической нефти весь мир мог бы прожить около трех лет.

Плюс ко всему таяние полярных льдов уже в ближайшие десятилетия может превратить Северный Ледовитый океан в оживленную транспортную магистраль, связывающую Европу, Азию и Америку.

Между тем доступ к богатствам Заполярья сегодня существенно ограничен. Беспрепятственно осваивать его могут, по сути, только пять стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, частью которой является Гренландия.

О том, что тайная война за Крайний Север давно стала повседневной реальностью, свидетельствуют, в частности, документы WikiLeaks. Из них явствует, например, что широко разрекламированная арктическая экспедиция 2007 года под руководством Артура Чилингарова была инициирована из Кремля, имела целью продемонстрировать российские амбиции и немало озадачила наших соседей. Согласно одной из депеш, глава норвежского МИДа «саркастически поблагодарил» российского коллегу Сергея Лаврова за то, что Москва помогла его правительству обосновать покупку партии новых истребителей.

Тем временем, согласно викиликсовским документам, американские дипломаты всерьез обсуждают возможность перспективы гренландского сепаратизма и возможность отделения крупнейшего острова мира от европейской метрополии. По их мнению, в этом случае нефтяные и газовые компании США получат «уникальную возможность» освоить богатые ресурсами территории.

Но тут-то и выяснилось, что в процесс дележки арктических ресурсов в любой момент готов вмешаться еще один игрок. И его появление заставляет остальных участников передела относиться друг к другу с непривычным пониманием. Речь о Китае.

Китайская угроза

О том, что Поднебесная имеет далеко идущие арктические планы, стало ясно этой весной, как раз во время выборов в Гренландии. Именно тогда иностранные эксперты обратили внимание на широкомасштабные инвестиционные проекты Китая в регионе. Причем его усилия на этом пути поддерживаются Данией. В обмен Копенгаген рассчитывает получить преференции для своих компаний на китайском рынке.

Приобретя такого важного союзника, Пекин не собирается сбавлять обороты. Вот уже несколько лет китайская дипломатия лоббирует включение своей страны в число наблюдателей так называемого Арктического совета, куда помимо государств, имеющих непосредственный доступ к полярным льдам, входят Исландия, Швеция и Финляндия.

Прожекты у Китая самые благовидные: давайте, мол, все вместе заниматься научными исследованиями в Арктике, помогать друг другу, способствовать ее открытию миру. Но мало кто из дипломатов — что наших, что западных — сомневается, что от научного интереса до экономической экспансии один шаг. Тем более что мало кто из крупных держав сегодня страдает от ресурсной недостаточности так сильно, как Китай.

Казалось бы, при чем здесь Гринпис? Главный вопрос к нему всегда один: откуда в ее распоряжении сотни миллионов долларов бюджета? По квартирам и интернету столько собрать непросто. Досконально раскрытая информация с официального сайта на поверку оказывается не столь уж доскональной: как минимум не всегда понятны мотивы многих жертвователей.

В любом случае, даже если — что вполне вероятно — Гринпис действует совершенно независимо от китайских планов, объективно его деятельность направлена против тех, кто уже начал освоение региона, и на руку тем, кто пытается получить эту возможность. То есть на руку Пекину.

Так что нет ничего удивительного в том, что западные дипломаты не спешат отстаивать права арестованных экологов. В конце концов, до «Приразломной» объектом атаки Гринписа была датско-британская Shell, а само Приразломное месторождение «Роснефть» осваивает совместно с американской ExxonMobil. Это тот редкий случай, когда интересы России и США полностью совпадают: не пустить в Арктику никого лишнего. Ни экологов, ни китайцев.

Арест журналиста

Среди арестованных по делу о захвате активистами Гринписа нефтяной платформы оказался и российский фотограф Денис Синяков. Следствие заявило, что он может скрыться и продолжить преступную деятельность. В ответ Синяков сказал: «Мое оружие — это фотокамера, а преступная деятельность — журналистика». То, что Синяков — именно журналист, а не «эколог-захватчик», следственные органы могли бы легко установить. Он долгое время сотрудничал с информационными агентствами Reuters, Agence France-Presse, а «РР» опубликовал ряд его репорта-жей. И мы, и другие российские редакции могли бы свидетельствовать в защиту фотографа, издания выступили с протестом против его ареста. Применив несправедливые санкции, российские власти ничего не выиграли: вместо того чтобы доказать обоснованность прав России на освоение Арктики, они продемонстрировали миру поспешное и несправедливое судебное разбирательство.