Развитие экологического туризма на Байкале — тема настолько часто и охотно обсуждаемая, что само словосочетание стало уже речевым шаблоном. На практике же примеров реального экотуризма на обоих берегах озера не так много. И уж точно никому до последнего времени в голову не приходило организовать экоперевозки по Байкалу. Теперь такая идея есть — дело за нужной суммой.
Екатерина Удеревская и Андрей Кононенко несколько лет катали туристов на пожилом «ярославце» «Трофим Яскин». Кораблик был назван в честь двоюродного деда Андрея — ветерана Великой Отечественной, одного из тех, кто первыми форсировали Днепр летом 1944 года. Позже он работал школьным учителем и стоял у истоков поискового движения в Иркутской области. Таких «ярославцев» по озеру плавают сотни, это типичный для Байкала бизнес. Но этой весной, когда встал вопрос о ремонте плавсредства, предприниматели решились на рискованный шаг: не просто подлатать-подкрасить, а переоборудовать «Трофима Яскина» в экологически чистое судно на гибридном двигателе. Первое в России. Необычен проект не только своей смелостью, но и способом финансирования — владельцы корабля решили не связываться ни с банковскими кредитами, ни с инвесторами, а собрать нужную сумму методом краудфантинга.
«Что такое «ярославец»? Это судно с танковым двигателем — такие ставили на Т-34. Расход солярки огромный, что называется, «литр на километр». Про экологичность и говорить не будем, ведь для танков это не главное. Вместе с тем, у «ярославцев» прекрасные характеристики. Они надежны, и при хорошей эксплуатации и ремонте могут работать сколь угодно долго. Недаром сегодня «ярославцы» — это самый распространенный класс судов в России, — рассказывает Андрей Кононенко. — И на Байкале они составляют, пожалуй, большую часть флота. Если решить проблему с непомерными расходами на солярку и подсланевыми водами, а заодно с грохотом двигателя, получится идеальный корабль».
Впрочем, революционной идеей предпринимательская чета загорелась не сразу. Собственно и идея не совсем их — изначально Екатерина и Андрей просто искали деньги на небольшой ремонт своего катера. Надеялись на различные фонды и программы поддержки предпринимателей, но все хождения по кабинетам оказались напрасными: грантов получить не удалось. И тогда консультант из Евро Инфо Корреспондентского центра отправила их на Школу экологического предпринимательства (ШЭПР), так сказать, переформатировать мозги. Этот Бизнес-инкубатор, целью которого является доработка и запуск бизнес-идей, два раза в год в Байкальске организуют компания En+ Group и МБФ «Возрождение Земли Сибирской». За основу ШЭПР была взята технология Школы социального предпринимательства, придуманная в Новосибирске. С той лишь разницей, что ШЭПР изначально создавалась для формирования банка бизнес-идей и проектов, которые возможно реализовать в границах центральной экологической зоны Байкала, с ее известными ограничениями, а также в рамках ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Кроме полезных знаний и мозгового штурма, помогающего превратить идеи в бизнес-проекты, участники ШЭПРа могут рассчитывать на поддержку организаторов и экспертов в продвижении своих проектов.
И вот на одном из слетов и возникла на первый взгляд безумная идея. «Бывают многодетные родители. А наш проект — проект судна на гибридном двигателе — оказался… — Екатерина Удеревская делает паузу, подыскивая слово, — «многородительным» ребенком». Своим появлением и, главное, продвижением проект обязан самым разным людям. Изначально в проекте Удеревской и Кононенко никакой экологической составляющей не было. «Мы приехали с предложением возить на «Трофиме Яскине» туристов и рассказывать о том, как следует беречь Байкал. Поэтому были страшно рады, когда этот проект — чудом! — допустили до защиты. И вот стою я с докладом на обсуждении, и эксперты начинают обсуждать, как бы из этого сделать действительно экологический проект. И вдруг кто-то, кажется, это был Анатолий Казакевич (генеральный директор туроператора «Байкалов». — Ред.), предлагает: «А давайте поставим электродвигатель!» Это прозвучало как гром среди ясного неба — настолько выходило за все мыслимые рамки. В первые несколько секунд меня прямо парализовало, а потом я поняла: да, вот оно! Это был переворот в сознании», — вспоминает Екатерина.
А дальше события развивались в полном соответствии с модной нынче теорией «шести рукопожатий». Один из экспертов ШЭПРа, сопредседатель Иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова связалась с московскими знакомыми, некогда работавшими в российском отделении Гринпис, те дали контакты специалистов из главного офиса организации, занимающихся проблемами транспорта. Они, в свою очередь, выслушав иркутян, посоветовали две фирмы, выпускающие гибридные установки. В одной из них — компании из Австрии — идеей экокорабля заинтересовались, хотя и признали, что двигателей для судов такого класса до сих пор не выпускали. Но согласились разработать и поставить необходимую установку в сжатые сроки, если иркутяне внесут предоплату в 100 тыс. евро. Весь же проект — ремонт и переоборудование «ярославца» — оценивается в 14 млн рублей. Из них более 10 млн рублей приходится на двигатель. Кстати, от первоначальной идеи чисто электрического двигателя Екатерина и Андрей в ходе переговоров с австрийцами решили отказаться: специалисты убедили предпринимателей, что на настоящий момент технологий, которые позволили бы собрать компактный и экономичный движок для корабля, пока не появилось. И предложили гибридную модель — солярка плюс электричество.
А дальше получилось еще интереснее. Об идее экокорабля на гибридном двигателе узнали в АКБ «Миллениум» из подмосковных Мытищ. Компания занимается выпуском сложного оборудования в том числе для станкостроения и ветроэнергетики. «Миллениум» предложил свои услуги. Отечественная разработка обойдется процентов на 40 дешевле австрийского варианта. В июне Удеревская и Кононенко ожидают представителей разработчика в гости.
По предварительным подсчетам, проведенным с помощью кураторов проекта от ШЭПРа, вложения должны окупиться года за два за счет серьезной экономии на топливе. Кроме того, гибридный двигатель займет меньше места, что позволит перепланировать каюты и сделать «Трофима Яскина» более комфортабельным и вместительным. Вопрос сейчас в том, где взять деньги хотя бы на двигатель. Получить кредит на подобный проект в банках нереально. Приглашать инвесторов и делиться бизнесом предприниматели тоже не захотели. При поддержке экспертов ШЭПРа они решили привлечь средства за счет краудфантинга, меценатских программ и спонсорской поддержки — в обмен, к примеру, на размещение рекламы спонсоров на будущем корабле-гибриде. Для затравки в типографии была заказана тысяча билетов по тысяче рублей — любой желающий может купить любое количество билетов, чтобы внести свой вклад в сбор нужной суммы. В будущем эти билеты будут разыграны в лотерею, главным призом станет поездка по Байкалу на «Трофиме Яскине».
Продано пока немного — 23 билета. Но Екатерина Удеревская признается, что не было времени в последний месяц этим заниматься — провожала сына в армию и вела переговоры с разработчиками. Теперь надо садиться за сайт и вплотную приступать к поиску денег. «Время на раскрутку и на поиск новых партнеров предприниматели обязательно найдут, сейчас около проекта по переоборудованию «ярославца» гибридным двигателем уже образовался круг экспертов и просто друзей, которые во что бы то ни стало хотят добиться прорывного результата, — говорит директор по связям с общественностью En+ Group Елена Роллинз. — Мы очень довольны, что именно Школа экологического предпринимательства, которая и сама росла в течение нескольких лет, теперь дает жизнь идеям малого бизнеса, собирает вокруг себя неравнодушных людей, которые готовы развиваться и развивать окружающих, продвигать идеи бережного отношения к окружающей среде и подавать пример молодежи, ведь в этом и была цель создания Школы».
«Это не такой фантастический проект, как кажется на первый взгляд, технически он вполне реализуем, — убежден эксперт ШЭПРа Анатолий Казакевич. — И спросом однозначно будет пользоваться: если вы передвигались на «ярославце», то знаете, какой шум стоит от двигателя. Электродвигатель, который будет работать основное время, бесшумен, от него нет такой грязи и запаха, как от солярки, — это совсем другой уровень комфорта. Ну и он гораздо более экономичен в эксплуатации». «Представители Гринпис не раз говорили, что готовы содействовать формированию туристических потоков на Байкал, если здесь удастся организовать настоящий экологический туризм, каким его понимают во всем мире. С появлением экологически чистого транспорта эта задача станет выполнимой, мы сможем привлекать гостей с развитым экологическим сознанием — ту группу туристов, которая так нужна Байкалу», — считает Марина Рихванова.
Если идею экокорабля на гибридном двигателе удастся воплотить в жизнь, то, считает Екатерина Удеревская, он может стать «пилотным» проектом для Байкала.