Нефтепереработка по праву считается приоритетным источником получения добавленной стоимости в противовес избыточным рентным нефтяным доходам. Во всех долгосрочных планах предприятий нефтяной отрасли доминирует позиция максимального замещения экспорта сырых углеводородов продуктами глубокой переработки, а также стремление к насыщению внутреннего рынка. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, желаемый показатель глубины переработки достигнет 89-90% к концу третьего этапа программы, а уровень потребления продуктов добавленной стоимости на внутреннем рынке составит 1 тонну на душу населения против сегодняшних 0,6 тонны. Следовательно, приоритетные капитальные вложения в нефтяной отрасли – инвестиции в строительство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) глубокой переработки.
Конструкция рынка
Структура российского рынка нефтепереработки, как и в большинстве других отраслей, представлена несколькими ведущими предприятиями, которые стремятся к олигопольному положению, а также значительным количеством небольших компаний, которые обслуживают экономические интересы локальных групп потребителей. Крупные игроки демонстрируют устойчивость к различным экономическим шокам, часто проявляя лояльность к государственным программам и стратегиям. Но малые и средние предприятия (МСП) отличаются высокой тенизацией и заниженными нормами прибыли. Гипотетическая гибкость и возможность быстро адаптироваться к конъюнктурным изменениям с лихвой компенсируются низкой продуктивностью. Впрочем, это характерная черта российской бизнес-среды в целом, в том числе и представителей частного бизнеса, что особо впечатляет почитателей Economics. Международный директор по связям с инвесторами и СМИ ЗАО «Нефтеперерабатывающий завод Кириши-2» Маршалл Каминз делится впечатлениями о российском рынке на примере нефтепереработки в Ленинградской области: «Россия является очень динамичным рынком с беспрецедентными возможностями. Риски инвестирования имеются в любой стране, однако каждый, кто основал бизнес в России, знает, что перспективы слишком хороши, чтобы их упускать. Проект ЗАО “Нефтеперерабатывающий завод Кириши-2” полностью открыт для иностранных инвесторов. Помимо строительства основного НПЗ, будут создаваться сопутствующие проекты, поддерживающие и обслуживающие работу завода. Эти дополнительные бизнес-проекты не нуждаются в крупных инвестициях, поэтому для их развития мы хотим сотрудничать с небольшими компаниями». По его мнению, по сравнению с нефтеперерабатывающим бизнесом в США и ЕС «в России рисков не больше, к тому же они компенсируются высокой прибылью».
Сейчас на Северо-Западе располагаются два крупных нефтеперерабатывающих завода: ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка» (Республика Коми, город Ухта) и ООО «ПО “Киришинефтеоргсинтез”» (Ленинградская область, город Кириши, в составе ОАО «Сургутнефтегаз»). По данным 2013 года, мощность заводов оценивается в 5,8 и 17 млн тонн соответственно. Вместе эти два предприятия составляют почти 97% регионального рынка нефтепереработки. Потребление самого региона оценивается в 12-14 млн тонн в год.
Переработка с приставкой эко
Сегодня Россия занимает четвертое место в мире по объемам нефтепереработки, но только 67-е из 122 – по показателю ее глубины. Технологический уровень действующих заводов оставляет желать лучшего. В частности, на предприятии «Киришинефтеоргсинтез» глубина переработки едва превышает 50%.
Вместе с тем в соответствии с техническим регламентом №609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» с 1 января 2014 года в России введен экологический класс Евро-5. «Россия, и особенно ее приграничные с ЕС территории, стремится соответствовать последним экологическим стандартам топлива, – отмечает заместитель начальника управления Министерства экономического развития Республики Карелия Татьяна Чжан. – Соответственно, вновь созданные продукты глубокой переработки должны увеличивать выпуск топлива эко классов Евро-5 и Евро-6».
Соответственно, спрос на продукты глубокой переработки будет расти. А федеральное правительство способствует появлению ощутимых «стимулов» для развития технологичности при переработке углеводородов. С лета прошлого года государство увеличило размер акцизов на топливные субпродукты, такие как мазут, до уровня чистых продуктов нефтепереработки. Следовательно, сбывать мазут стало невыгодно. Ввиду такой политики более десяти мини-НПЗ, действующих в СЗФО, находятся под угрозой банкротства, а новые погибают на стадии инвестиционного проекта. Дело в том, что мини-НПЗ в процессе нефтепереработки производят до 30% мазута – низкокачественного нефтяного сырья, потребность в котором, по оценкам экспертов, упадет в два раза уже с 1 января 2015 года – с вступлением в силу дополнительных ограничений по заправке судов, эксплуатируемых в акватории Балтийского и Северного морей, топливом с долей серы более 0,1%.
Отечественный рынок оказался не готов к таким нововведениям. Несмотря на явные улучшения в экологических стандартах, ряд участников рынка морского транспорта понесут убытки. Они будут вынуждены либо предусмотреть технические возможности по использованию других видов топлива, например сжиженного газа, либо переориентировать грузовые потоки на другие морские пути, железные дороги и т.д.
Потребность в продуктах глубокой нефтепереработки сопровождается проблемой сбыта или утилизации значительных запасов мазута. «Мазут не является непосредственно отходом. Это полезный продукт нефтепереработки, однако спрос на него резко уменьшается не только со стороны компаний, обслуживающих морские суда, но и со стороны энергоемких производств», – пояснил исполнительный директор ЗАО «Нефтеперерабатывающий завод Кириши-2» Максим Сушкевич. Этот продукт в скором времени будет вытеснен с рынка. «Ясно одно: никакие малые предприятия по нефтепереработке не справятся со столь дорогостоящими технологиями по утилизации мазута», – подытожил Максим Сушкевич.
С прицелом на будущее
Максим Сушкевич видит радужные перспективы рынка глубокой нефтепереработки: «Отрасль будет развиваться, поскольку увеличение глубины переработки – это основная политика и курс правительства, в частности Министерства энергетики. Об увеличении глубины переработки постоянно говорит президент Российской Федерации».
Сегодня с высокой степенью вероятности можно говорить о реализации двух новых инвестиционных проектов в данной отрасли – строительстве на средства частных инвесторов завода глубокой нефтепереработки ЗАО «НПЗ Кириши-2»» (Ленинградская область) и строительстве ООО «НПЗ Лезно» (Новгородская область) инвесторами ООО «АВРО».
По словам Максима Сушкевича, уникальность проекта ЗАО «НПЗ Кириши-2» заключается в том, что это первый полностью спроектированный и построенный с нуля завод с заданной глубиной переработки углеводородного сырья до 98%. Запуск объекта запланирован на 2018 год, инвестиционная стоимость достигает 250 млрд рублей. Кроме самого завода, инвесторы планируют развивать строительство транспортной инфраструктуры: железнодорожной ветки, портового хозяйства, продуктопроводов и т.п. Это потребует около 10% всех вложений. В результате на рынок СЗФО поступит бензин наивысших экологических классов, спрос на который максимален.
Общая стоимость проекта в Новгородской области оценивается в 1,5 млрд долларов. Плановая мощность составляет 3,5 млн тонн углеводородов в год. Проект рассчитан на наличие платежеспособного спроса, близость к западным границам и морским терминалам. С точки зрения инвесторов, максимальную рентабельность проекта обеспечит высокий и постоянный спрос, так как на территории области отсутствуют крупные нефтеперерабатывающие производства и доставка топлива затруднена.Разработчики финансово-экономической и технической составляющих проекта представили на рассмотрение четыре варианта переработки сырья, из которых наиболее предпочтителен второй: глубина переработки – 83,5%, выход светлых нефтепродуктов – на уровне 78%.
По нарастающей
Напомним: Росстат опубликовал базовые макроиндикаторы за январь 2014 года, согласно которым темпы роста ВВП зафиксированы на уровне 1,3% по отношению к январю предыдущего года. Впрочем, и ряд других показателей свидетельствует о фактическом торможении российской экономики.
В то же время объем выпуска нефтепродуктов в 2013 году составил 38,8 млн тонн автомобильного бензина и 71,5 млн тонн дизельного топлива. Производство бензина в январе 2014 года по сравнению с январем 2013-го упало на 1%, а производство дизеля – увеличилось на 4,2%. Ценовая политика остается весьма консервативной: на протяжении 2014 года колебания не превысили 0,7% в среднем по субъектам РФ.
Тем не менее ООО «ЗДТ “АРЕОПАГ”» оценивает рост спроса в 6-7% уже в 2014 году. Игроки рынка подчеркивают: нефтеперерабатывающая отрасль защищена от значительных амплитуд колебаний экономической активности. На этом рынке открываются многомиллиардные возможности для развития и насыщения спроса.
Очевидно одно: рынок последует принятой государственной стратегии максимизации глубины переработки углеводородов, объем качественной продукции будет расти. Однако в современных условиях глубокая переработка – удел крупных игроков этого сегмента.
Санкт-Петербург
График 1 Производство автомобильного бензина, млн тонн График 2 Отгрузка дизельного топлива на внутренний рынок, млн тонн График 3 Динамика капитальных инвестиций в производство кокса и нефтепродуктов в РФ График 4 Отгрузка дизельного топлива на экспорт, млн тонн График 5 Отгрузка автомобильного бензина на экспорт, млн тонн График 6 Производство дизельного топлива, млн тонн График 7 Отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок, млн тонн