Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Экология в новой парадигме


Власть — по крайней мере, декларативно — выступает за системный подход к решению давно назревших проблем, пытаясь экономически стимулировать промышленные производства, оказывающие наибольшее давление на экологическую ситуацию, снижать негативное воздействие на окружающую среду. Это является одной из ключевых целей Национального проекта «Экология», и предлагаемые изменения хотят внести в Налоговый кодекс в части введения экологического налога. Но если репрессивные меры в документах просматриваются достаточно явно, то со стимулами для бизнеса, внедряющего наилучшие доступные технологии (НДТ), все не так очевидно.

Тем временем реформа в области природоохранной деятельности, запущенная в 2014 году, подходит к своему основному этапу — финансовому понуждению бизнеса вкладывать средства в НДТ. Уже составлен список из трехсот компаний, вносящих наиболее значимый — около 60% — вклад в загрязнение окружающей среды. И именно эти «передовики» должны будут с 2019 по 2021 год получить для продолжения своей работы комплексные экологические разрешения (КЭР), условием выдачи которых станет, в том числе, утвержденная инвестиционная программа модернизации производственного оборудования и технологий на основе наилучших доступных технологий НДТ. Предполагается, что это будут весьма масштабные программы — в разделе нацпроекта «Экология», посвященном НДТ, говорится о 2,4 триллиона рублей. Сумму предлагается вложить бизнесу в технологическое обновление производства, которое поможет значительно снизить негативное воздействие на природу. По сути, меняется производственная парадигма, теперь важно не просто произвести продукцию, произвести ее нужно с наименьшим уроном для окружающей среды.

При этом в качестве «кнута» выступит экологический налог, идущий на смену одноименному «сбору» — предполагается, что это заметно повысит дисциплину администрирования и собираемость платежа. «Пряник» в виде налоговых преференций также упоминается, они могут осуществляться посредством предоставления льгот по налогам и платежам за негативное воздействие на окружающую среду, а также выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Для этого бизнесу необходимо (но достаточно ли?) внедрять все те же НДТ, системы оборотного и бессточного водоснабжения, очищать сточные и дренажные воды, продукты горения топлива, обезвреживать производственные отходы — и улучшать автоматизированный контроль за всеми видами загрязнений — то есть становиться экологичными.

Даже с первого взгляда очевиден дисбаланс между требуемыми триллионными «экологическими» вложениями бизнеса и потенциально возможной их компенсацией. Однако авторы нацпроекта «Экология» уверены, что с помощью внедрения НДТ бизнес не только сможет сократить пагубное воздействие на окружающую среду, но и повысить собственную производительность, эффективность и конкурентоспособность — например, научившись использовать отходы и побочные продукты производства. Так что в идеале бизнес должен сам в какой-то момент посчитать и понять: исполнение экологических требований более экономически целесообразно, чем их игнорирование.

В Новосибирской области в «Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60 процентов» попали промплощадка АО «Искитимцемент», а также три объекта Сибирской Генерирующей Компании (СГК) — ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5. При этом Кемеровскую область в «перечне» представляют почти тридцать объектов — в основном угольные шахты, Алтайский край и Омскую область — по пять, в том числе «Алтай-Кокс», и «Омский каучук».

Экология в новой парадигме
ФОТО: ВИТАЛИЙ ВОЛОБУЕВ

Лучшее из доступного

«СибЭкоПром-2018» фактически стал форумом, предваряющим активную фазу воплощения новой эколого-экономической парадигмы. И внедрение НДТ — не единственное, хотя и самое дорогостоящее направление нацпроекта «Экология», включающего в себя одиннадцать составляющих: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ)».

Но большое количество сущностей всегда вызывает стремление к их консолидации — и неслучайно пленарное заседание форума проходило под девизом «Четыре элемента национального проекта «Экология». Этот подход раскрыла член Совета Международной ассоциации озерных регионов, председатель оргкомитета форума «СибЭкоПром-2018» Елена Шулепова. По ее мнению, в основе нацпроекта лежат именно четыре элемента — это вода, воздух, земля и человек. Причем именно от поведения последнего зависит состояние всех остальных, и в том числе — его собственное существование. Елена Шулепова положительно оценила единый федеральный подход к решению экологических вопросов, заложенный в нацпроекте — в противовес принятому в 2007 году «Лесному кодексу», который серьезно подорвал государственный подход к лесоохране. Иллюстрируя необходимость привлечения федеральных усилий для решения экологических проблем, эксперт упомянула и необходимость ликвидации «хвостохранилищ» — полигонов с отходами наиболее вредных производств, оставшихся еще со времен СССР. «Регионы это не потянут», — уверена Елена Шулепова.

Она обратила внимание и на большую сибирскую составляющую нацпроекта «Экология». По ее словам, из двенадцати наиболее загрязненных городов России пять находятся в Сибири (Братск, Красноярск, Новокузнецк, Норильск, Омск). И подпрограмма «Чистый воздух» ориентирована на снижение в этих городах атмосферных выбросов на 20% к 2024 году. «Сегодня возникает много вопросов — как реально будут исполняться намеченные мероприятия, каких результатов мы сможем добиться», — признала Елена Шулепова в надежде, что, возможно, даже неполное достижение целей нацпроекта «Экология» позволит существенно поднять качество среды обитания жителей России.

В свою очередь глава Чемальского района Республики Алтай Александр Алисов уже видит возможные проблемы при реализации одного из направлений нацпроекта, посвященного работе с твердыми коммунальными отходами — в первую очередь, в сельской местности, где придется буквально «с нуля» объяснять людям необходимость оплаты за сбор и утилизацию ТКО.

Кроме того, Александр Алисов отметил, что в направлениях нацпроекта особо выделены два водных объекта — Волга и озеро «Байкал», а Телецкое озеро не имеет отдельного природоохранного проекта, хотя играет существенную роль во всех регионах обского бассейна. Однако, по мнению заведующего лабораторией Института водных и экологических проблем СО РАН Александра Зиновьева, все технологии, разработанные в рамках конкретных направлений нацпроекта, хорошо тиражируются на другие водные объекты — так, экологические мероприятия, разработанные для бассейна реки Волги, могут быть полноценно перенесены на сибирскую Обь.

Синергия экопрактик

На существенные затраты бизнеса, предстоящие в направлении автоматизации онлайн-измерений параметров загрязняющих веществ, обратил внимание директор новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков. По его мнению, в приоритете должны быть природоохранные мероприятия — максимально возможная очистка вредных выбросов, нейтрализация отходов и запуск их в повторный оборот, а не избыточное затратное измерение их объемов и характеристик. «Действительно, слишком много предлагается измерять — и делать это практически ежесекундно. Лучше деньги пустить на экологическую безопасность», — поддержал и начальник лаборатории охраны окружающей среды ПАО «НЗХК» Иван Пильчик.

Тема корпоративной социальной ответственности за сохранение экологического баланса получила свое продолжение в ходе круглого стола «Применение НДТ в промышленном секторе Сибири», где участники обсуждения поделились своими практиками реализации инициативных природоохранных технологий. Зачастую спикеры разных компаний приводили примеры синергетического сотрудничества с присутствующими здесь же коллегами других предприятий — в итоге заседание круглого стола вылилось в живой диалог профессионалов, заинтересованных не на словах, а на деле в эффективности природоохранных мероприятий.

Так, выступление Андрея Колмакова, рассказавшего про перспективы использования золошлаковых отходов, поддержал Иван Пильчик, выразивший готовность использовать золошлаки для консервации «хвостохранилища» НЗХК. А опыт Западно-Сибирской железной дороги, сумевшей организовать переработку использованных резинотехнических изделий, может быть применен на любом крупном промышленном предприятии.

Особый интерес вызвало выступление заместителя директора по развитию МУП «Горводоканал» Алексея Галкина, который в ходе доклада о реализации инвест­программы, направленной на очистку стоков, сообщил о том, что в Новосибирске не только вся водопроводная вода обеззараживается ультрафиолетовым излучением, но такой же обработке подвергаются и очищенные канализационные стоки.

Корпоративные добровольцы

Особое внимание на III Сибирском эколого-промышленном форуме было уделено теме развития добровольчества в корпоративной сфере — она активно обсуждалась на пленарном заседании и на круглом столе «Культура волонтерства как естественная часть жизни россиян». В целях минимизации ущерба, наносимого окружающей среде, и рационального использования ресурсов сотрудники социально ответственных компаний уже много сделали для сохранения экологии регионов, в которых они живут и работают.

Управляющий по корпоративным вопросам региона ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков, возглавивший региональное представительство Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ) в Новосибирской области, отметил, что приоритетным направлением работы организации в год Добровольца-2018 стал переход от разовых акций к системной реализации программ корпоративного волонтерства, а также масштабирование лучших практик в области эко-волонтерства в городах присутствия компаний, входящих в состав национального совета посредством развития региональных представительств НСКВ.

По словам Дмитрия Шаркова, главным результатом работы в нынешнем году стало проведение 15 экологических акций по всей России, объединивших усилия волонтеров из самых разных российских компаний. «Не исключением стала и Новосибирская область, где мы инициировали и при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области создали региональное представительство НСКВ», — сообщил руководитель названной организации. Помимо этого, Дмитрий Шарков проинформировал о вхождении в актив региона таких компаний, как ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», АО «ДХЛ Интернешнл», ООО «Марс», Coca-Cola HBC Россия, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ЗАО «Энергопром — НовЭЗ».  По итогам форума региональное представительство Национального совета по корпоративному волонтерству в Новосибирской области и Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области подписали Соглашение об осуществлении взаимодействия в вопросах развития корпоративного волонтерства в сфере экологии.

Учиться разделять

Тема совершенствования работы с твердыми коммунальными отходами, поднятая главой Чемальского района Республики Алтай на пленарном заседании, получила свое развитие в ходе круглого стола «Готовность регионов СФО к запуску системы обращения ТКО в 2019 году». Его участники выразили единое мнение о необходимости формирования устойчивых навыков раздельного сбора отходов и упаковки у жителей субъектов РФ, при этом отметив, что без развития инфраструктуры по обращению с отходами формировать навыки не получится.

Эксперты компании «Балтика» — партнера форума «Сибэкопром-2018» — на наглядном примере реализации проекта «Принеси пользу своему городу» показали возможность создания системы раздельного сбора и обеспечения переработки отходов упаковки: на 100% перерабатываемой ПЭТ-бутылки, стеклянной бутылки, которая является ценным сырьем для стекольных заводов, алюминиевой банки. Население в основном готово разделять отходы, уверены эксперты.

В идеале бизнес должен сам в какой-то момент посчитать и понять: исполнение экологических требований более экономически    целесообразно,   чем    ихигнорирование.

Менеджер по рециклингу завода «Балтика-Новосибирск» Павел Арбатский более подробно осветил тему современного подхода к работе с ТКО, опираясь на накопленный опыт своей компании, которая начала осуществлять принцип расширенной ответственности производителя еще до принятия изменений в законодательстве. Согласно им, производители обязаны либо уплачивать эко­сбор, либо самостоятельно обеспечить утилизацию отходов, которые образовались после реализации продукции.

Павел Арбатский изложил ряд условий, без выполнения которых дальнейшее развитие системы обращения с отходами будет затруднительным: «Во-первых, необходимо сохранить приоритетность самостоятельного исполнения расширенной ответственности предприятиями. Во-вторых, сейчас до конца не ясны механизмы взаимодействия, ответственность сторон, обеспечивающих утилизацию отходов. Для компаний, инвестирующих средства в раздельный сбор и рециклинг, важно быть уверенными в том, что они смогут участвовать в процессе и обеспечивать объемы сбора отходов для выполнения нормативов. В-третьих, необходимо на законодательном уровне закрепить обязательную организацию раздельного сбора на придомовых территориях. В-четвертых, нужны экономические механизмы стимулирования и населения, и бизнеса. Одним из них мог бы стать учет инвестиций, вложенных производителем в раздельный сбор и переработку, в счет экологического сбора».

В то же время, по словам Елены Шулеповой, уже сегодня проработаны механизмы жизнеспособных решений для организации раздельного сбора ТКО. «Мы видим, как бизнес совместно с экологической общественностью, с природоохранными ведомствами вовлекается в формирование цивилизованной системы рециклинга. Только в Новосибирске установлено уже более 1 500 контейнеров для раздельного сбора отходов. Достаточно много организаций и людей вовлечены в этот процесс, который приносит отдачу. Мотивация для этого закладывается, в том числе, на законодательном уровне. Сейчас важно правильно выстроить взаимодействие участников этого процесса, чтобы объединять усилия, а не противоборствовать друг с другом», — отметила председатель оргкомитета форума «Сиб­ЭкоПром-2018».

В целом же у участников круглого стола вызвали существенную обеспокоенность предложения многократно увеличить размеры ставок экологического сбора за невыполнение экологических нормативов. По их мнению, для создания эффективной системы обращения с отходами необходимо обеспечить постепенную трансформацию системы и избежать резких скачков ставок экосбора. При этом предсказуемость регулирования, включение инвестиций компаний в счет уплаты экосбора будут стимулировать бизнес самостоятельно исполнять расширенную ответственность производителя.