Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

В бюджетное правило надо добавить нефти


Бюджетное правило, актуальная версия которого действует с 2017 года, определяет порядок обращения с нефтегазовыми доходами казны рентной природы. Согласно правилу, цена на нефть, используемая при расчете базового объема нефтегазовых доходов (цена отсечения), установлена на уровне 40 долл./барр. в ценах 2017 года. Ежегодно базовая цена на нефть индексируется на долларовую инфляцию в 2%, чтобы обеспечить ее неизменность в реальном выражении. Таким образом, в 2018 году цена отсечения составила в фактических ценах 40,8 долл./барр., в 2019-м — 41,6 долл./барр., в 2020-м — 42,4 долл./барр. К 2023 году цена отсечения в бюджетном правиле вырастет до 45 долл./барр. При превышении фактической ценой нефти цены отсечения нефтегазовые сверхдоходы не расходуются, а перечисляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), неприкосновенная граница которого определена в 7% ВВП.

Бюджетное правило в целом снизило зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, тем самым доказав свою эффективность. По мере приближения накопленных в ФНБ средств к заветной отметке в высших эшелонах власти разгорелась дискуссия о направлениях трат излишка, которые минимизировали бы риски в виде возможного разогрева инфляции и неблагоприятной динамики курса рубля.

В частности, Банк России готов был обсуждать увеличение заложенной в бюджетном правиле цены отсечения нефти, а не направления расходования ликвидных средств ФНБ сверх заветных 7% ВВП. Казалось бы, в обоих случаях речь идет об увеличении государственных расходов. Но первый способ означает увеличение доходной части бюджета как базы для увеличения расходов по направлениям, определяемым в рамках обычной бюджетной процедуры. Второй способ формально менее прозрачен: согласованный объем средств ФНБ распределяется по конкретным направлениям и проектам адресно, на основе индивидуальных решений правительства.

Минфин и Минэкономики склонялись ко второму варианту. В итоге стороны согласились, что инвестирование из ФНБ средств в размере до 1 трлн рублей в течение 2020–2022 годов не будет иметь значимых негативных последствий для денежно-кредитных условий и обменного курса. В целях нейтрализации влияния на валютный рынок конвертацию в рубли средств ФНБ для финансирования инвестиционных проектов решено компенсировать покупками Банком России иностранной валюты в рамках бюджетного правила.

Приобретение Росимуществом доли ЦБ в Сбербанке, формально не нарушая бюджетное правило, разрушает его жесткую конструкцию и в известном смысле, обессмысливает все предыдущие споры. В то же время это лишь подчеркивает важность уточнения дизайна бюджетного правила, в том числе с учетом специфических особенностей нефтедобывающей промышленности.

Поддержание добычи требует льгот

В текущей конструкции бюджетное правило не учитывает тенденции, наблюдаемые непосредственно в самой нефтяной отрасли. Объективные факторы ухудшения условий нефтедобычи и роста себестоимости ведут к постепенному сокращению природной ренты.

Качество запас