Город Тихвин в Ленинградской области — опорный для Объединенной вагонной компании. Именно здесь находятся ее главные производственные активы. В середине 2000-х группа ИСТ начала создавать в России вагоностроительные производства самого передового по мировым меркам уровня. К настоящему времени предприятия вышли на проектную мощность, и теперь их объемы производства зависят в основном от ситуации на рынке, прежде всего от спроса на грузовые вагоны.
Геннадий Веселов — главный на тихвинской производственной площадке, родившийся и выросший в этом городе, рассказал «Эксперту», как он видит дальнейшее развитие отрасли и что, по его мнению, способно оказать на нее положительное влияние.
— Мы ехали на завод, и я обратил внимание, что в Тихвине много двухэтажных деревянных домов старой постройки — хорошо сохранившихся, добротных. Богатый был город?
— Город основан в 1773 году, а первое упоминание о поселении было в 1383-м, когда явилась икона Тихвинской Божией Матери. Город был достаточно богатый. Особенно в период развития торговых путей. Он был связующим между Новгородской землей, Вологодскими землями. Однако перед революцией все-таки город был… не сказать, что в упадке, но не было серьезного подъема. И дальше Тихвин жил без особого развития до 1961 года, когда было подписано постановление Совета министров о строительстве завода по производству стальных отливок. Промышленность Северо-Запада тогда очень стремительно развивалась, мощностей, которые были в регионе, уже не хватало, чтобы удовлетворить весь спрос.
Дома все эти были построены гораздо раньше. Часть из них еще дореволюционной постройки, охраняемые памятники архитектуры. Есть Новый город и Старый. В Старом и названия улиц соответствующие: Новгородская — это продолжение пути на Новгород, Береговая, Луговая. Это всё патриархальный Тихвин. Мы стараемся его беречь.
— Из Москвы мы приехали на «Сапсане» до Чудово и потом ехали в Тихвин на автомобиле. А ведь здесь был построен российский скоростной поезд «Сокол 250».
— Да, это был государственный проект развития собственного высокоскоростного движения. Поезд собрали, провели испытания, достигли скорости 236 километров в час. Но потом решили, что нужно искать пути решения вопроса в более простом варианте.
— Что значит «простом»?
— Купить поезд за рубежом, в Германии.
— Вы принимали участие в проекте «Сокола»?
— Я лично занимался финансами, мое участие заключалось в том, чтобы обеспечить своевременное финансирование и исполнение контракта.
— На ваш взгляд, почему не состоялся этот проект?
— Я думаю, были какие-то лоббистские игры на уровне принятия решений. Я не был глубоко погружен в эти решения, но отказ от развития собственного высокоскоростного транспорта выглядит не совсем правильным. У нас есть пример — Китай, который всё развивал сам. Может быть, не всегда правильными методами, но сегодня Китай сам себя обеспечивает скоростными поездами. Почему мы не сделали так же… Не все решения, как показывает время, принимаются верно.
— Вы закончили школу в 19