Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Скор на заправку


Мы создаем Убер, но только для…» Три года назад укрыться от этой фразы было решительно невозможно. Если бы люди, присутствующие на стартап-питчах, после каждого ее произнесения выпивали рюмку горячительного, к концу мероприятия по прямой они ходили бы с большим трудом.

99% тех идей в итоге превратились в ничто, а использование в презентации названия американской компании стало моветоном. Но несколько продуктов все же выжило. В их числе — екатеринбургский Benzuber, позволяющий автовладельцам заправляться, не обращаясь в кассу. Изначально называть так компанию никто не собирался. Это (что скрывать — незатейливое) имя креативщики придумали сразу после того, как сооснователь проекта Артем Скворцов рассказал им суть будущего сервиса. После они предложили еще несколько десятков вариантов, но ничего лучше полушуточного Бензубера так и не родилось.

За автоматом автомат

К технологическому стартапу Артем Скворцов шел 17 лет. В 1999-м он, окончив, УГТУ — УПИ, устроился в компанию «Скон», которая с 1994-го занималась продажей топлива. Фирма на тот момент владела сетью из десяти АЗС, перед ней стояла задача наращивания продаж и налаживания четкого контроля платежей. Чтобы ее решить, Скворцов и взявший его на работу Денис Лужецкий начали внедрять электронные смарт-карты для корпоративных клиентов.

В 2004-м «Скон» столкнулся с неприятной проблемой — число участков, на которых можно было расположить традиционные заправки, в Екатеринбурге начало стремительно сокращаться. Развитие сети оказалось под угрозой, нужно было срочно что-то придумывать. Выход нашли рискованный — развивать сеть полностью автоматических АЗС. ИТ-систему для нее взялся создавать Скворцов.

— В 2004-м подобных проектов в России практически не существовало, — вспоминает Артем Скворцов. — Когда мы открыли первую автоматизированную заправку Ergo, большинство комментаторов крутило пальцем у виска. Они были уверены, что через пару-тройку месяцев ее разнесут в щепки, что наше начинание обречено. Но реальность оказалась иной.

К концу 2011-го сеть Ergo разрослась до 25 АЗС. К тому моменту, как рассказывал в интервью РБК председатель совета директоров «Скона» Александр Трунтаев, проект достиг стадии зрелости. Одновременно «две крупные компании договорились о выпуске лимитированного количества

бензина», что резко сократило доходную часть. Маржинальность бизнеса скатилась к нулю, впереди отчетливо маячил минус. Но Ergo занимала неплохое положение на рынке и представляла интерес для вертикально интегрированных холдингов (ВИНК). В итоге в декабре 2011-го ее за 39 млн долларов купила Башнефть.

После сделки Артем Скворцов, выросший за 12 лет до главы ИТ-направления и совладельца «Скона», перешел на работу в екатеринбургский филиал башкирского холдинга. Идея перенести все процессы, происходящие на заправке, в телефон впервые возникла у него весной 2015-го. «Музой» стала владелица «Мерседеса», которая пыталась пробраться к кассе заправки, не запачкав белоснежных сапог. 

В Башнефти тему не оценили. И тогда Скворцов поделился ею с Денисом Лужецким. Тот, памятуя об успешности прежних проектов, ввязался в авантюру.

 Изначально замысел был такой: клиент подъезжает к бензоколонке, набирает бесплатный номер «8-800» и устно формулирует заказ. Робот его распознает (движок взяли у Яндекса) и списывает деньги с заранее привязанной к аккаунту карте. Партнерам казалось, что так они смогут охватить куда большую аудиторию. Но тестирование на фокус-группе провалилось: система работала слишком медленно. Да и кнопочные телефоны вымывались с рынка слишком стремительно.    

Тогда команда сфокусировалась на разработке мобильного приложения. Через девять месяцев, в марте 2017-го оно было выпущено на iOS и Android.

— Приложение — лишь маленькая часть большой инфраструктурной истории, — говорит Артем Скворцов. — Последняя включает в себя сервера, которые взаимодействуют с платежными системами, агрегаторами услуг, банками и системами управления АЗС. Benzuber — классический представитель интернета вещей. И это не так-то просто донести даже до продвинутых пользователей. Помню, мы тестировали сервис с одним из журналистов. Приехали на заправку, оплатили бензин. И тут он говорит: «Пойдем в операторскую, покажем, что деньги списались». То есть ему даже в голову не могло прийти, что колонку можно включить с телефона.     

Клуб независимых

Для массового рынка Benzuber стал прорывом. Водителю теперь не надо было отходить от машины (или вовсе вставать из-за руля при наличии заправщика), ждать, пока кто-то в очереди купит хот-дог, общаться с оператором, монотонно предлагающим взять по акции что-нибудь чрезвычайно бесполезное. Если бензин не влезал в бак, приложение моментально возвращало сдачу.

В результате пропускная способность АЗС существенно возросла. Скептики возразят: зато наверняка упала их прибыльность — если человек не заходит в магазин, он не совершает спонтанных покупок.

Скор на заправку
Бензубер — это интернет вещей в чистом виде. Приложение и оплачивает топливо, и включает колонку АНТОН СМЕТАНИН

— Ни практика, ни исследования этот тезис не подтверждают, — комментирует Артем Скворцов. — Еще пару лет назад голландская Shell (около 45 тыс. АЗС по всему миру. — Ред.) провела глобальный опрос и выяснила, что 61% людей приезжают на заправку с единственной целью — заправиться. И они были бы очень рады, если бы им дали возможность оплатить топливо у колонки. В то же время треть тех, кто вместе с бензином покупает что-то еще, заметили: они стараются как можно быстрее определиться с выбором, чтобы не задерживать стоящие позади машины. Таким образом, они тратят меньше, чем могли бы. Проанализировав итоги опроса, Shell пришла к простому выводу: от автоматизации она только выигрывает. 

Сегодня в Benzuber зарегистрировано более 60 тыс. частных пользователей, к сервису подключены более 2 тыс. российских заправок и розничная сеть крупнейшей государственной нефтегазовой компании Казахстана «Казмунайгаз». За два года екатеринбургские разработчики прошли интеграционный ад и сумели «поженить» приложение с 17 наиболее популярными системами управления АЗС. План на 2019-й — нарастить число заправок до трех тысяч и выйти на окупаемость. Модель монетизации проста — с каждой транзакции, совершенной через приложение, его разработчики получают до 3,5% комиссии (в сумму включен и банковский эквайринг).

— Наши партнеры — независимые владельцы АЗС, — констатирует Скорцов. — Те, кто хочет повысить свою конкурентоспособность, но не обладает ресурсами для создания продукта, подобного нашему. Вертикально интегрированные холдинги особенной любви к нам не испытывают. Они предпочитают разрабатывать приложения самостоятельно (например, «Газпром нефть» в декабре 2018-го запустила сервис «АЗС.Go». — Ред.). Но в руках ВИНК сегодня находится немногим более 40% заправок (всего в России их насчитывается 25 тысяч. — Ред.). Так что места нам хватит.

Белые схемы

С самого старта Benzuber его создатели понимали: на массовом сегменте далеко уехать не получится. С точки зрения пиара он безусловно хорош, но за по-настоящему большими деньгами надо идти в B2B. Первые шаги в этом направлении Скворцов и его команда сделали еще летом 2017-го. Тогда они запустили пилотный white label проект с немецкой DKV, крупнейшим европейским оператором топливных карт, обслуживающим корпоративных клиентов на 65 тыс. заправок и видящим свое будущее в non-card payment. 

В конце 2018-го платформа для предприятий, владеющих или управляющих автотранспортом, вышла на открытый рынок. К ней сразу подключились несколько крупных агрегаторов такси, производящих расчеты через электронные кошельки «Центральной кассы». Водители, работающие с ними, получили возможность расплачиваться за бензин со своего баланса, не выводя средства и не платя комиссии таксопаркам и платежным системам.  

— Мы снова попытались сломать традиционную модель потребления — с бумажными договорами, пластиковыми топливными картами, архаичным контролем расходования ресурсов, — рассказывает Артем Скворцов. — Мы полностью перенесли процесс в облако. Все, что нужно сделать для регистрации в системе, — зайти на портал, ввести ИНН и акцептовать оферту. В личном кабинете платформы компании могут мгновенно добавлять и деактивировать водителей, устанавливать лимиты по видам бензина, сетям АЗС, дням и времени заправки. На наших глазах исчезают существовавшие десятилетиями серые схемы, по которым в бухгалтерию сдавались чеки за топливо, которое было слито и перепродано.

Ядро Benzuber сегодня «пишут» 12 человек (часть неосновных работ отдана на аутсорсинг). Все они сотрудники «Скона» и прекрасно понимают, каково это — продавать бензин. Группа подключения АЗС располагается в Москве. Так удобнее выстраивать логистику с партнерами. «Знание отрасли — одно из наших ключевых конкурентных преимуществ, — убежден Скворцов. — За счет него мы часть проблем решаем на лету. Обычным программистам, даже очень хорошим, довольно сложно до нас дотянуться».

Экспансионистские планы проекта распространяются на страны, говорящие по-русски и предъявляющие запрос на новые технологии. 

— На Западе нас сегодня никто не ждет, — итожит Артем Скворцов. — Все разговоры прекращаются, как только на той стороне узнают, что мы из России. Европа, помимо прочего, еще и очень консервативна. Когда в магазинчике Баден-Бадена я попытался оплатить покупку с помощью Apple Pay, продавщица вызвала полицию и заявила, что мы хотели снять все деньги с ее счета. Европейцы очень серьезно вложились в развитие телеком- и банковской инфраструктуры в конце 90-х — начале 2000-х.

И пока они эти инвестиции пытаются отбить, Россия ушла далеко вперед.   

Правила бизнеса Артема Скворцова

• Ты и твоя команда должны очень хорошо разбираться в отрасли, для которой делают решение. Если бы мы не знали, как работает бизнес по продаже топлива, то никогда не создали бы качественный ИТ-продукт. 

• До того, как отправлять сервис в мир, его надо обкатать на себе. «Скон» начал продавать решение в области автоматизации АЗС только после того, как построил собственную сеть. Benzuber первым делом был внедрен на принадлежащих нам заправках Varta. К продукту, которым вы сами пользуетесь, рынок будет испытывать куда больше доверия.

• Утверждение «хороший товар продаст себя сам» — глупость. Во-первых, каким бы крутым ни был ваш продукт, в мире гарантированно есть две-три, а чаще — с десяток компаний, которые знают свое дело ничуть не хуже. А во-вторых, кто сказал, что ваше мнение совпадает с мнением потребителя? Горящему своей идеей предпринимателю очень легко впасть в самообман.

• Не верьте рекламным агентствам. Если хотите продвигаться в интернете, изучите, что такое SEO, как работает SMM. В противном случаев вас почти наверняка облапошат. Денег будет сожжено много, а эффект окажется нулевым.

• Скорость распространения информации за последние несколько лет выросла на порядки. И стартапу нужно либо делать что-то сложноповторимое, либо постоянно ограничивать свое общение с миром. В противном случае то, что вы сегодня придумали на кухне с друзьями, завтра будут производить китайцы.

• Не надо бояться фантазировать. Людей, которые изменили мир, не раз и не два называли ненормальными. Когда Стив Джобс рассказывал про персональный компьютер, подавляющему большинству экспертов эта идея казалась абсолютно нереализуемой.

• Многие считают, что стартап обречен, если в его управлении участвуют акционеры. Полная ерунда. Если ты не контролируешь свое дело, оно гарантированно развалится.