Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Магнит открыл две лавчонки


«Ультра» бросают вызов

Крупные российские торговые сети увидели перспективу там, где, кажется, начертан один их лозунгов теории управления 80-х годов: «малое прекрасно». В очередной раз эта тенденция приходит на смену гигантомании. Впрочем, сегодняшний герой, «Магнит», ею не особо и отличался, но гипермаркеты есть и у него. Теперь, как заявила глава розничной сети «Магнит» Ольга Наумова, они начали тестировать новый формат магазинов, характеризуемый как «ультрамалый».

Агентство «Прайм» со ссылкой на слова топ-менеджера сообщает, что первый пилотный магазин подобного формата уже начал работать Краснодаре, «чтобы на практике понять, какая отдача от метра, что нужно предлагать, какая будет в целом экономика проекта». Краснодар, напомним, является для сети родным регионом, Именно там ее основатель Сергей Галицкий, начавший с торговли бытовой химией, открыл первый продуктовый магазин из тех, что были потом объединены в одну из крупнейших российских сетей.

«Ультрамалые форматы — мы открыли в Краснодаре пилотный магазин такой, так называемый "Магнит Сити". И, по-моему, позавчера в Москве такой открыли. Это объекты, нацеленные на трафик, на деловые центры, но такого типа — то, что вокруг быстрого питания: кафе, кофе, перекусы», — рассказала Ольга Наумова в субботу, 8 июня на ПМЭФ. Она подчеркнула, что решение о развитии формата будет принято в зависимости от успешности пилота.

Торговля с излишним увлечением и увеличением

Конечно, на новое начинание можно взглянуть по-разному. Тот факт, что «Магнит» начал тестировать ультромалый формат, говорит не о новой тенденции, а о продолжении экспансии торговой марки, причём несколько запоздалой, считает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель. В тот момент, когда пришли гипермаркеты, было огромное количество частных магазинов и ларьков, которые просто не смогли тягаться в ценовом поле с крупными сетевыми торговыми организациями, вспоминает она. Через несколько лет, когда рынок был расчищен, им на смену пришло куда меньшее количество торговых организаций, типа «Дикси», «Копейки», «Пятёрочки» и т. п. Гипермаркеты не могли, да и не должны были прийти к ним на смену, ведь им нужна большая площадь для размещения, которая в большом дефиците не только в черте Москвы. 

Чтобы обеспечить продажи в компактно застроенных районах, нужны малые и сверхмалые торговые точки, полагает Катя Френкель, называя в качестве примера таковых «Перекресток-экспресс». «Магнит» же слишком увлёкся строительством гипермаркетов, считает она, что в итоге стоило ему определённой доли рынка. Сейчас, догоняя конкурентов, он начал тестировать ультрамалый формат, говорит аналитик, хотя практика показала, что с этим шагом он опоздал на несколько лет. Но, впрочем, пока это не поздно делать, и время еще не упущено безвозвратно.

От заката до рассвета

Небольшие магазины «у дома» под брендом сетевых ритейлеров — это не закат формата гипермаркетов, а его логичное продолжение, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, это вторая волна конкуренции, которая даст еще более крупную долю рынка сетевикам, выдавив с него небольшие частные магазины. Ритейл-сети сначала демпинговали, потом готовы были брать в аренду площади мелких магазинов по ставкам выше рыночных, просто для того, чтобы те ушли с рынка, а сейчас, возможно, на этих же самых площадях открывают свой микро-формат, предполагает он.

Эта конкурентная победа близка к окончательной, но еще остается шанс у магазинов «эко-продуктов», которые тщательно нарабатывают свою клиентскую базу, берегут и подогревают ее скидками, тщательно следят за качеством продуктов, закупаемых у проверенных производителей и фермерских хозяйств. Но и цены на «эко-продукцию» выше, чем в среднем гипермаркете, указывает аналитик.

Малая торговля никогда не исчезнет, говорит Илья Жарский, вопрос в том, под какими брендами она будет идти. Вопреки расхожему мнению, приход сетей в каждый дом не означает монополию в худшем смысле этого слова, считает он: это монополия, в которой низкие цены, единый стандарт обслуживания, грамотная логистика, а отслеживание качества товара, хотя обычно и не стоит на первом месте, все равно будет улучшаться со временем.

В условиях падения реальных доходов населения на 4-5% в год рынок ритейла не может расти в объеме, но доли рынка могут перераспределяться между игроками, которым нужны деньги прямо здесь и сейчас, и теми, кто готов подождать 5-7 лет, у кого есть большой финансовый резерв, уверен Илья Жарский. А ФАС будет следить за тем, чтобы рынок не стал откровенно монопольным и чтобы не пострадали простые потребители. Многие торговые представители небольших фирм могут потерять работу, или найти ее в сетевых компаниях в новом качестве, заключает он.

Ну, что ж, до начала действия в России рыночной экономики в 90-е годы, все магазины, не будучи сетевыми брендами, входили в сети, причем действительно монопольные: «горторги», если кто забыл (а многие уже и вовсе не слыхали). По одной такой монополии на каждый город. Но была, правда, и конкуренция. Знаменитое и по сей день не забытое «сельпо», это ни что иное, как «СельПО» — сельское потребительское общество, низовое звено сети потребительской кооперации, охватывавшей всю страну, Представители этой сети бывали и в городах, там можно было отовариться приличной на вкус полукопченой колбасой. А вот подлинно частная торговля в России, с маленькими лавками с неповторимым ассортиментом, похоже, так и не прижилась вновь. Это традиция, идущая во всех странах через века, а если ее надолго прорвали, как случилось сто лет назад у нас, то, видимо, она уже не восстанавливается. А жаль. Ну что ж, будем ходить в лавки сетевые.