Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Экзамен провален


В целом ряде регионов России снова резко выросли цены на моторное топливо. Среди «счастливчиков» Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области, Забайкальский, Алтайский и Красноярский края, а также Тува. В отдельных случаях рост цен на бензин в рознице достигал трех–четырех рублей на литр.

И, что самое интересное, все это происходило на фоне еще действующего соглашения между правительством и нефтяниками. Напомним, что после резкого роста цен на АЗС весной прошлого года российские власти достигли с крупнейшими нефтяными компаниями страны договоренности о фактическом замораживании цен — их можно было повышать лишь в пределах инфляции (см. «Бензин не роскошь», «Эксперт» № 24 за 2018 год). А в марте этого года сделку пролонгировали еще на один квартал — до 1 июля. Взамен нефтяникам пообещали предоставить компенсации в виде налоговых послаблений (снижения акциза) и так называемой демпфирующей надбавки.

Однако, как сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), фактически нефтяники свою часть соглашения не выполнили. Вопреки договоренностям они не увеличили поставки топлива на внутренний рынок и подняли оптовые цены на бензин и дизельное топливо чуть ли не на 20%. Что естественным образом оказывает давление и на розницу. Но это еще не всё. Неожиданно для всех выяснилось, что проблемы есть не только с бензином и дизельным топливом. Цены на авиационный керосин (не охваченный прошлогодним договором) выросли на целых 30%. И, как следствие, потянули вверх стоимость авиабилетов — они подскочили в цене примерно на 15%. Это привело к тому, что в ситуацию пришлось вмешаться лично Владимиру Путину, который поручил правительству подготовить соответствующее соглашение и по авиакеросину.

Таким образом, можно сделать вывод, что предусмотренные предыдущим соглашением между правительством и нефтяниками меры по сдерживанию роста цен на топливо оказались неэффективными.

Главное маневры

А началось все с так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли. Его суть в том, что экспортные пошлины на нефть снижались (в целевом варианте — до нулевой отметки), а ставки НДПИ, напротив, росли. Изменения предполагалось проводить постепенно, чтобы дать возможность адаптироваться как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов. Целью маневра называлось пополнение госбюджета (дополнительные налоговые отчисления, по оценке Минфина, могли составить до 1,6 трлн рублей). Более того, чиновники экономического блока утверждали, что маневр несет благо и самой нефтяной отрасли.

Как говорил в прошлом году замминистра финансов Илья Трунин, его ведомство выступает за комплексную реформу, предполагающую отказ от экспортных пошлин, так как их существование «дает неправильные стимулы развитию нефтепереработки» и «там есть масса негативных эффектов».

Может быть, так и оно было, по первоначальной задумке. Однако реализовать эти замыслы в полной мере не удалось.

По словам эксперта Thomson Reuters Максима Назарова, условия для