Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Диктатура платформ


На прошлой неделе пять интернет-компаний обвинили «Яндекс» в недобросовестной конкуренции на рынке интернет-рекламы. Сайт объявлений Avito, база объявлений о недвижимости ЦИАН, сервис Profi.ru, онлайн-кинотеатр ivi.ru и онлайн-карты 2ГИС заявили, что «Яндекс» в поисковой выдаче отдает приоритет собственным сервисам. Для этого используются так называемые колдунщики — так в «Яндексе» называют результаты поиска не во всем интернете, а в сервисах самого «Яндекса». Колдунщики отвечают на поисковые запросы пользователя прямо на странице с результатами поиска и якобы смещают сторонние сервисы дальше, что уменьшает их посещаемость.

Как указывают недовольные «Яндексом» компании, с помощью колдунщиков на запрос «купить авто» поисковик выводит на первые строки выдачи ссылки сервиса auto.ru, принадлежащего самому «Яндексу», а на запрос «смотреть фильмы онлайн» — ссылки на «Яндекс.Видео». По запросам о недвижимости поисковик показывает колдунщиков «Яндекс.Недвижимости», о поиске специалистов — «Яндекс.Услуг», об онлайн-картах — «Яндекс.Карт». Авторы записки жалуются, что «Яндекс» тем самым не позволяет пользователям видеть предложения конкурентов. По статистике 35% всех кликов приходится на первую ссылку в поисковой выдаче, на вторую — около 15%, дальше этот показатель только снижается и к десятой ссылке составляет всего около 2%. Поэтому попадание не только на первую страницу поисковой выдачи, но и на высокое место на ней способно серьезно влиять на онлайн-бизнес.

ЦИАН подсчитал, что из-за колдунщиков «Яндекса» сервис потерял 15–20% трафика. Исходя из этих оценок и учитывая, что аудитория ЦИАНа составляет около миллиона уникальных пользователей в день и более десяти миллионов в месяц, получается, что сайт недополучает около 200 тыс. посетителей ежедневно. Правда, «Яндекс.Недвижимость» даже с помощью колдунщиков пока не смогла стать лидером на рынке объявлений недвижимости, ее аудитория — восемь миллионов пользователей в месяц. В 2ГИС оценили свой ущерб в 50% трафика (аудитория ресурса — 29,2 млн пользователей в месяц). Учитывая, что доходы многих компаний напрямую зависят от посещаемости, недополученная ими чистая прибыль может составлять десятки миллионов рублей.

В конце июня с подобными обвинениями, только уже не в формате записки, а в виде жалобы в ФАС, выступил сервис «Кассир.ру»: в компании утверждали, что «Яндекс» использует свое доминирующее положение и продает билеты с помощью виджета «Яндекс.Афиши» в поисковой выдаче, а другим игрокам рынка такой возможности не дает.

В «Яндексе» в ответ на все обвинения утверждают, что использование колдунщиков не ограничивает конкуренцию. По словам представителя компании, эти виджеты не имеют преимущества перед органической поисковой выдачей и не понижают результаты других компаний. «Яндекс» также поспешил «перевести стрелки»: мол, так же себя ведут и сами жалующиеся на компании, да и другие поисковые системы не лучше. Справедливость, по мнению российского гиганта, наступит, если все конкурирующие сервисы в своей п