Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Технической рецессии нет


Развитие российского авторынка в последние годы похоже на езду по холмистой местности. Сейчас он вновь катится вниз, уже четвертый месяц подряд: в апреле продажи новых автомобилей сократились на 2,7%, в мае — на 6,7%, в июне — на 3,3%, в июле — на 2,4% (см. график 1). В общей же сложности за первые семь месяцев года продажи новых машин в России снизились на 2,4%, до 968,7 тыс. штук, а по итогам года, по мнению игроков авторынка, он может уменьшиться на 10–15%, до 1,62 млн штук. Это уже четвертая фаза взлетов и падений за последние десять лет: в 2009-м, после кризиса, рынок рухнул наполовину, но затем в течение трех лет устойчиво рос до рекордных 2,94 млн единиц в 2012-м, потом за четыре года съехал до отметки 1,43 в 2016-м, затем вроде бы начал восстанавливаться, за два года поднявшись до 1,8 млн единиц, и вот опять началось снижение (см. график 2).

Денег нет, но вы держитесь

Причин очередного падения рыка несколько. Начать с того, что цены на новые автомобили продолжают расти — во многом потому, что они не до конца отыграли изменение валютного курса в 2014 году. «С начала года цены на автомобили выросли на два–шесть процентов. Увеличение цен подстегивает рост НДС, инфляция, обновление модельного ряда. По нашим прогнозам, осенью цены могут еще вырасти, в пределах двух–четырех процентов, — говорит Николай Баскаков, директор дилерского центра “Авилон Mercedes-Benz”. — В целом сейчас становится отчетливо видна разница в динамике рынка по сравнению со вторым полугодием 2018 года, когда рост во многом был поддержан широкой рекламой автомобилей во время чемпионата мира по футболу. Кроме того, в прошлом году люди торопились купить машину по старой цене, пока еще не повысили НДС».

Помимо роста цен участники рынка жалуются на снижающуюся покупательскую способность населения, из-за чего люди откладывают такую крупную покупку, как приобретение нового автомобиля, до лучших времен. «Главная причина падения российского авторынка — низкая покупательская способность населения, отсутствие роста зарплат, снижение уровня жизни и рост закредитованности населения, — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК “Автоспеццентр”. — При этом, по нашим ощущениям, реальное падение продаж на российском авторынке сильнее, чем отражает официальная статистика: по итогам семи месяцев оно составляет пять-шесть процентов».

Давят на продажи и рост цен на парковки, страховку, техническое обслуживание, а также новые форматы пользования машинами вроде каршернига. «Популярная раньше формула «одна семья — две машины» больше не актуальна, обычные автовладельцы, наоборот, начинают избавляться от машин, — говорит Александр Усов, исполнительный директор компании “CTRL Лизинг”. — Стоимость обслуживания автомобиля при его активном использовании в среднем не более трех часов в день становится неоправданно дорогой. Кроме того, у жителя мегаполиса сегодня много альтернатив — многочисленные сервисы такси, каршеринга, активно развивающийся общественный транспорт. Даже в корпоративном сегме