Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

«Надо прекратить говорить»


На этой неделе в подмосковной Щербинке пройдет международный железнодорожный салон техники и технологий на пространстве колеи 1520 «PRO//Движение. Экспо». В преддверие этого события «Эксперт» обсудил положение дел в российском железнодорожном машиностроении с генеральным директором Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрием Саакяном.

— Некоторое время назад мы разговаривали с признанным экспертом авторынка Александром Ковригиным*. Он считает, что, хотя в нашей стране и есть автозаводы, самой автомобильной промышленности, особенно в секторе легкового автомобилестроения, мы фактически лишились, поскольку основные заводы принадлежат иностранным компаниям. Добавленная стоимость — там, научные разработки — там. А железнодорожное машиностроение у нас есть?

— Железнодорожное машиностроение у нас есть. Хотя если вспомнить начало 2000-х, тогда можно было подумать, что отрасль на последнем издыхании. Но сейчас она действительно существует.

В последние шесть лет мировой рынок железнодорожного машиностроения растет, но медленно. Мы ожидаем ускорения этого роста в ближайшие годы, поскольку идет интенсивная урбанизация, которая требует роста транспортной обеспеченности и доступности — и в городах, и в агломерациях вокруг них. Рельсовый транспорт хорошо справляется с большими пассажиропотоками, он абсолютно справедливо считается наиболее экологичным. Так что его доля будет расти, а значит, будет расти и производство этой техники. Если говорить о сегментах рынка, то самая крупная доля в ее мировом производстве у грузовых вагонов — 24 процента, затем идут поезда ВСМ — 23 процента, локомотивы — 15 процентов, электропоезда — 14, метровагоны — 13, и так далее. Доля России в мировом рынке железнодорожного машиностроения составляет примерно 15 процентов. Не так уж и мало.

— А у кого самая большая?

— Самый крупный игрок на мировом рынке — Китай. У него около трети.

Крупные игроки — Германия и Франция, где крупнейшие производители подвижного состава — Siemens и Alstom соответственно. Российский производитель — Трансмашхолдинг — согласно нашему анализу, находится на пятом месте после китайской CRRC, Siemens, Alstom и Bombardier. А в целом доля железнодорожного машиностроения в нашем ВВП — около 0,7 процента.

— Это много или мало?

— На мой взгляд, это немало, особенно если очистить ВВП от нефти и газа.

— Что представляет собой отрасль железнодорожного машиностроения в России, каково участие в ней иностранных игроков, российского частного бизнеса и государства?

— Если мы пока оставим в стороне грузовое вагоностроение, то остальные сектора, по сути дела, частные: локомотивы, пассажирский подвижной состав, метровагоны, трамваи.

У нас два крупных игрока, созданных в альянсе с иностранными производителями: у Трансмашхолдинга среди акционеров Alstom, а у «Синары» — Siemens.

Трансмашхолдинг — это локомотивы, пассажирские вагоны, электропоезда, метровагоны. И, насколько я понимаю, в периметре холдинга есть и трамваи. «Синара — это тоже локомотивы, электропоезда, в то