Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Звонок из банка может быть опасен


Статистика знает не все

Согласно информации, которую ЦБ представил на консультационном совете по развитию национальной платежной системы, за июль — август регулятор направил операторам связи информацию о свыше 2,5 тыс. номеров, с которых поступали звонки клиентам банков. При этом, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику ЦБ, только за июль-август 2019 года операторы связи выявили подмену номеров банков в 198 случаях.

В результате операторы в 218 случаях заблокировали номер, в 59 — ввели ограничения на использование финансовых сервисов». Но в большом количестве случаев было отказано в принятии мер реагирования из-за отсутствия правовых оснований .

«Важно понимать, что статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физлиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров», — пояснил первый замглавы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев.

По его словам, подмены номера коснулись широкого круга банков, а на сообщения Центробанка о мошеннических звонках реагируют не все операторы. В ряде случаев они бездействуют, ссылаясь на отсутствие такой обязанности в законе «О связи», добавил Артем Сычев. По его словам, очередной всплеск мошеннических звонков наблюдался также в сентябре.

От полумер – к мерам

Действительно, признает руководитель службы безопасности Росгосстрах Банка Валерий Антонов, в последние несколько месяцев возросло число обращений клиентов Росгосстрах Банка по поводу того, что им звонили мошенники, представляясь сотрудниками контакт-центра или службы безопасности банка. Мошенники звонят с целью получения сведений конфиденциального характера, относящихся к персональным данным клиентов, номерам их пластиковых карт, номерам счетов и остаткам на них.

Если говорить о практике работы в конкретно этом банке с подобными обращениями, то, рассказывает представитель кредитной организации, «на каждую такую жалобу мы оперативно реагируем и предупреждаем ОВД, вносим телефон, с которого поступил звонок, в нашу базу, информируем наших сотрудников в отделениях и рассылаем предупреждение в регионы. Кроме того, на официальном сайте банка размещена информация для клиентов с просьбой проявлять бдительность и защищать себя  от мошенников». 

Это, в частности, означает: не сообщать звонящим персональные данные, данные банковских карт и счетов, в том числе трехзначный код с обратной стороны карты (CVV), ПИН-код карты, СМС-коды подтверждения операций. В целом же, отмечает Валерий Антонов, в кредитно-финансовой сфере по инициативе и при координации ЦБ РФ  и совместно с операторами сотовой связи разрабатываются специальные меры по этому конкретному виду мошенничества, с целью его предотвращения и минимизации.

С каждым годом мошеннические схемы становятся все более изощренными и на смену СМС-сообщениям о том, что «ваша карта заблокирована» приходят фейковые телефонные звонки, соглашается и заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. И по его словам, проблема в том, что россияне не всегда сообщают в полицию о мошенничестве. При этом никто не мешает мошенникам получить новые сим-карты, раз за разом используя проверенный метод.

В осенние месяцы число звонков только возрастет (россияне вернулись из отпуска и активизировались мошенники). Одним из методов борьбы с фейковыми звонками может стать создание актуальной базы телефонных номеров операторов связи. Этим вопросом обещали заняться специалисты ЦБ, а также предоставить правительству информацию о необходимости защиты персональных данных не только в банках, но и в иных коммерческих государственных структурах.

Но это полумера, так как при подмене номера, банк не подозревает о том, что с его номера работает мошенник (здесь необходимо выстроить механизм выявления и блокировки вызовов с подмененными номерами). Как правило, указывает Андрей Люшин, злоумышленники обладают хорошим техническим оснащением и бьют «точечно» — прозванивают тем клиентам банков, которые имеют средства на счету.

Как считает банкир, в законодательство нужно вносить изменения, чтобы бороться с злоумышленниками – пока подобного обязательства нет в законе «О связи». Сейчас операторы попросту блокируют опасные номера и зачастую вместе с номерами мошенников попадают под блокировку и номера банков.

Мошенника трудно узнать по голосу

Фактически банковская сфера положительно меняется у нас на глазах и становится более безопасной, внедряются биометрические данные и так далее, но мошенников не становится меньше, признает, в свою очередь, адвокат МК «Ноздря, Мишонов и партнеры» Саид Сулейманов. Он согласен с тем, что статистика не показывает точное количество жалоб, хотя, мошеннических звонков с подменой номеров гораздо больше чем 198 случаев, их насчитываются тысячи. «Это видно и по нашей работе, в 2019 году с вопросом о привлечении мошенников к ответственности, которые работают удаленным способом, резко возросло», – говорит эксперт.  

Указанную статистику сложно формировать, из-за различных факторов, объясняет Саид Сулейманов.  Одна часть людей принимает решение  даже не обращаться в полицию либо в банк, так как не оказались потерпевшими в данной мошеннической схеме, хотя факт звонка мошенника был. Другая часть людей, несмотря на похищенные денежные средства, не хотят тратить свое личное время на хождение в полицию. А некоторые люди даже не распознают, что им звонили мошенники.

Видимо, это связано с частыми «холодными звонками» от различных компаний, банков, социальных опросов, и все к этому привыкли. Как считает адвокат,  правильным решением было бы собирать общую статистику на базе правоохранительных органов - полиции. Кроме того, в полиции уже имеются отделы которые успешно работают непосредственно по «удаленным» мошенникам. Эти отделы необходимо расширять.

Нужна уголовная ответственность, а нет никакой

На самом деле бороться с данной проблемой путем введения запретов бессмысленно, уверен эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Сбербанк, номер телефона которого копируют чаще остальных организаций, предложил блокировать сайты, где продают специализированное ПО. Однако, как мы уже смогли убедится подобная практика крайне редко приносит плоды: несмотря на активную блокировку Роскомнадзором, Telegram до сих пор работает на большинстве устройств, причем без каких-то дополнительных приложений для смены IP.

Вряд ли, говорит аналитик, злоумышленники, активно ворующие деньги у людей, побрезгуют услугами VPN-сервисов. Возможно, спасло бы введение уголовной ответственности за предоставление услуг по смене номера, но в эпоху интернета отследить реальных владельцев сервисом может быть крайне сложно.

В середине года продвигалась идея по созданию «белого списка» номеров кредитных организаций, но большинство операторов не смогли предоставить необходимый перечень данных, например по OPC/DPC, считая это внутренней информацией. Некоторые операторы и вовсе отказываются взаимодействовать с ЦБ РФ и принимать меры по блокировке номеров мошенников, так как в законе «О связи» подобная обязанность отсутствует.

На самом деле, уверен Геннадий Николаев, подобные меры вряд ли помогут, так как в случае подмены номера оператором пришлось бы блокировать и реальные номера банков, с которых они осуществляют исходящие звонки. По заявлениям представителей компании Билайн, подобные требования тоже периодически поступали в компанию со стороны регуляторов.

Как показывает опыт Сбербанка, проблему вполне можно решить чисто техническими методами, полагает эксперт. Например, путем четкого разграничения диапазона номеров между операторами и блокировки всех вызовов, осуществленных вне этого диапазона. Тогда как законодательные инициативы кажутся достаточно бесполезными.