Ввод Вашингтоном 25 сентября санкций в отношении китайской компании COSCO Dalian Tanker Shipping за то, что ее танкеры якобы перевозили иранскую нефть, привел к резкому росту цен на грузовые перевозки. Это, в свою очередь, спровоцировало резкое удорожание расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на северо-востоке Азии по транспортировке ближневосточной нефти, а также грузов из Африки и Америки. Сейчас, сообщает компания S&P Global Platts, стоимость перевозки одной тонны составляет 27,29 доллара, т.е. является самой высокой более чем за 11 лет.
Рост стоимости перевозок выгоден российским нефтяникам, потому что заставляет многие азиатские НПЗ задуматься над целесообразностью закупок ближневосточной нефти, когда доставить нефть из соседней России намного дешевле. Продолжительность доставки нефти из российских портов, включая Козьмино и терминал де Кастри, в северную Азию составляет максимум неделя. Это значительно меньше, чем 10-15 дней, необходимые для доставки грузов из Юго-Восточной Азии и Океании, и до 30 дней, которые занимает путь из портов Персидского залива. Еще больше времени – свыше 45 дней занимает дорога в Северную Азию из Мексиканского залива.
Короткие маршруты экономически выгоднее для небольших танкеров класса Aframax, которые перевозят приблизительно 700 тыс. баррелей нефти. Они значительно менее выгодны для более крупных танкеров Suezmax и VLCC, перевозящих более миллиона баррелей.
Южнокорейская компания Korea National Oil Corp. (KNOC), например, платила в августе в среднем 63,59 доллара за баррель российской нефти. Это значительно ниже стоимости доставки барреля нефти из Саудовской Аравии (65,22 дол.) и Абу-Даби (67,23 дол.).
В январе-августе 2019 года Южная Корея, четвертый импортер нефти в Азии, купила в России почти 22 млн баррелей нефти, что составило примерно 13% от всей нефти, купленной компанией.
С учетом резкого роста расходов на логистику для азиатских НПЗ очень привлекательно выглядит нефть из соседних стран: России, Малайзии и Индонезии. Доставка нефти из Малайзии и Индонезии обходится намного дешевле, чем из Арабских Эмиратов. Чем больше расстояние, тем дороже в конечном счете получается нефть.
«Китай предпочитал ранее и будет и в дальнейшем предпочитать российскую нефть по одной простой причине – причине географической близости»,- говорится в аналитической записке пекинской компании Chinaoil.
Аналитики подсчитали, что введение санкций против COSCO Dalian уменьшило глобальный танкерный флот на 5%. Этой китайской компании принадлежат 40 танкеров класса VLCCs, 13 Long Range I и 4 Long Range II. Не удивительно, что сейчас азиатские покупатели лихорадочно нанимают танкеры других компаний.