Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Манифест стратега


В книге Homo Deus Юваль Ной Харари утверждает: ко второй половине XX века человечество сумело достичь, казалось бы, невозможного и обуздать голод, мор и войну. Но на смену этим вызовам пришла новая, еще более суровая триада — достижение бессмертия, счастья и божественности.

 Глобально спорить с этим утверждением совершенно невозможно. Доля жителей планеты, скончавшихся от недоедания, сегодня близка к нулю. О чуме, оспе или испанке, выкосивших когда-то десятки миллионов человек, уже никто не вспоминает. А все заболевания, обладающие пандемическим потенциалом (атипичная пневмония, птичий, свиной и любой другой мутировавший грипп, Эбола), довольно успешно купируются. Дискуссия о войне мгновенно теряет смысл, как только осознаешь, что число людей, наложивших на себя руки, зримо превышает количество погибших в результате насилия. 

В то же время человечество проводит все больше экспериментов с регенерацией тканей и выращиванием органов, придумывает новые антидепрессанты, инвестирует огромные средства в геномику, био­информатику, робототехнику и искусственный интеллект.

В планетарном масштабе логика железная. Но на локальном уровне она срабатывает далеко не всегда: Ближний Восток продолжает жить в постоянном ожидании большой войны, а голод в Центральной Африке все еще одна из главных проблем. Ужас России заключается в том, что перед большинством ее регионов и городов стоят одновременно все шесть вызовов. За подтверждением этого тезиса далеко ходить не нужно, достаточно перечитать цели из 204-го президентского указа: уменьшение бедности в два раза — это про голод; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет — во многом про мор; улучшение жилищных условий 5 млн семей ежегодно — про счастье. А ускорение цифровизации и технологического развития — в том числе про создание киборгов и нейросетей, то есть про божественность.

Считается, что главным ответом на вызовы по крайней мере в шестилетней перспективе должны стать национальные, федеральные и региональные проекты. Но, полагаем, что их одних не хватит. Нужна смена парадигмы долгосрочного планирования.

Что не так с планами

В нынешнем стратегировании, на наш взгляд, есть пять коварных фетишей. Первый — строгое движение сверху вниз. Целеполагание в нашей стране сначала формируется на уровне федерации, потом переносится на субъекты и муниципалитеты. Зачастую это заканчивается слепым копированием подходов, установок и задач без какого-либо учета специфики территории. Если в России люди должны жить до 78, тот же показатель нужно установить для условного Норильска, Читы или любого другого города с объективно плохой экологией; если вся страна наращивает расходы на цифру в три раза, то почему бы не вменить это каждому муниципальному району; если же мы решили снизить бедность в два раза, значит, в те же два раза ее обязаны снизить и относительно успешный Татарстан, и депрессивная Курганская область. 

Чем обусловлена такая «уравниловка», понятно. В условиях чрезмерной централизации управления самостоятельность и особость являются вредными и даже опасными качествами. Тот, кто их демонстрирует, обычно остается в проигрыше. Но система должна измениться. И так думаем не только мы.

 — Задача экономического роста возвращает в повестку дня вопрос о частичной децентрализации бюджетной политики, передаче доходных и расходных полномочий на уровень регионов и городов, — рассуждал на XX апрельской конференции НИУ ВШЭ председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов. — Да, распоряжаться деньгами умеют не все (ряд громких процессов над губернаторами тому доказательство). Но в то же время перед нашими глазами есть опыт Тюменской области, Югры, Ямала, Якутии, Сахалина, которые имели возможность обеспечивать муниципалитеты нормальными доходами и в результате по многим показателям опередили другие территории РФ.

Следующий фетиш — целевые показатели. Обычно они формируются двумя путями: либо с помощью разной степени изощренности матмоделей, основанных на ретроспективных данных, либо по принципу «потому что так надо» (или различных его модификаций вроде «догнать Португалию»). И второй подход при всей его эксцентричности ничем не хуже первого. Просто потому, что в условиях российской неопределенности строить сколь-либо конкретные планы больше чем на два года не имеет смысла. Примерно той же точки зрения придерживаются видные деятели экономической науки.

— В течение пяти или десяти лет гарантированно появятся существенные и неизвестные нам сегодня факторы, которые кардинально изменят ситуацию, — говорит ректор РАНХиГС Владимир Мау. —

В этом плане единственная выполняемая стратегия — по выходу из тяжелейшего экономического кризиса. У нас такая была.

В 1992 году.

— В условиях, когда срок жизни технологий (одного из базовых направлений инвестиций) составляет пять лет, создавать программу с конкретными показателями до 2030-го или 2035 года есть некоторый экономический романтизм, — вторит ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Но это не значит, что у нас не должно быть стратегического видения резервов и источников развития на следующие 20 или 30 лет. Если мы им пренебрегаем, то совершаем еще большую ошибку, нежели при попытке детального долгосрочного планирования. 

Манифест стратега
Классификация КЕСР по перспективам развития

Третий фетиш, тесно связанный со вторым, — измерения успеха лишь «объективными» показателями. О том, что они в России затмевают качественные и уж тем более ценностные, эксперты говорят давно. Но это практически ни к чему не приводит. Мы по-прежнему делим жилой фонд, ВРП или ВВП на людей и считаем это одним из лучших мерил благополучия, у нас по-прежнему самый низкий уровень бедности (7,4%) фиксируется среди пенсионеров.  

Мы не призываем отказаться от объективных величин и, например, перейти от валового внутреннего продукта к индексу счастья или от реального располагаемого дохода к восприятию граждан уровня собственного благосостояния. Однако субъективная составляющая должна стать полновесным, не дискриминируемым элементом стратпланирования и целеполагания.

Четвертый фетиш современного долгосрочного планирования — рост во что бы то ни стало. Подавляющее большинство стратегий, когда-либо попадавших нам в руки, постулируют: капитал территории будет непрерывно увеличиваться. И не важно, что никаких явных (да и скрытых) предпосылок для этого нет. Этот странный оптимизм, очевидно, замешан на страхе показаться хуже других или получить нагоняй сверху, на непонимании, как можно развиваться, если не растешь.

Наконец, пятый фетиш — структура. Подавляющее большинство городских и региональных стратегий выглядят очень похоже: одна цель (как правило, повышение качества жизни граждан), три или четыре приоритета (социальное, экономическое, пространственное развитие, эффективное управление), пара десятков традиционных направлений, в том числе инновационное образование и такое же здравоохранение, культура, спорт, формирование комфортной среды и эффективной системы транспортного обеспечения. Непременно есть что-то про доступное жилье, промышленность, потреб­рынок, малое предпринимательство и с недавних пор — про цифровизацию.

Во многом такая конструкция обусловлена давно определенными полномочиями тех или иных комитетов, департаментов, министерств. Брать на себя чужую ношу мало кто жаждет. А налаживать межведомственное взаимодействие — слишком хлопотно. При этом наблюдается довольно четкая корреляция — чем меньше территория, тем ниже уровень креативности.

Но давайте взглянем, например, на Канаду. Небольшой (12 тыс. жителей) и некогда умиравший город Труро. В его стратегии система целеполагания состоит из 13 элементов, каждый из которых — сплошной «межвед». Это становится очевидным уже по формулировкам: ответственность за воздух, воду и землю, локализованная, щедрая и зеленая экономика, связанное, открытое и разнообразное сообщество.

Справедливости ради заметим, что на национальном уровне определенные шаги в сторону нового структурирования сделаны. Чего стоит хотя бы проект по демографии, на который, полагаем, придется работать чуть ли не всему правительству. 

Реализация перечисленных фетишей любую стратегию превращает в формально соответствующий ФЗ-172 отчетный документ. Пользы от такого — почти никакой.

Какова альтернатива? Планирование, стоящее на платформе критически важных исследований и предполагающее включенность жителей в создание картины будущего. 

Константа разности

Начнем с платформы. На наш взгляд, зиждиться она должна на одном чрезвычайно важном принципе — неодинаковости.

Пространства внутри региона, муниципального района, да даже города не равны — по качеству инфраструктуры и среды, по зарплатам, размеру экономики и инвестиций, по возможности реализации человеческого потенциала.

Возьмем Свердловскую область, для которой в 2015 году АЦ «Эксперт» разрабатывал стратегию, а в 2018-м готовил обоснование для новой схемы территориального планирования. Львиная доля мощи региона ожидаемо сосредоточена в Екатеринбургской агломерации: это три четверти розничной торговли и общественного питания, почти две трети отгрузки и инвестиций, 80% вводимого многоквартирного жилья. Зарабатывают здесь в среднем 45 — 46 тыс. рублей в месяц. В то же время, например, в удаленных малых поселках вроде Шали, Таборов, Тугулыма люди получают в два раза меньше. Чтобы разница в развитии территорий была еще более очевидной, мы разработали показатель экономического эффекта, соотносящего размер генерируемой в муниципалитете экономики с затратами на его содержание. В итоге мы отчетливо увидели доноров (и среди них оказались не только Екатеринбург и Нижний Тагил) и тех, кто сидит в минусе без каких-либо шансов выйти на самообеспечение.

Развивать под копирку территории, кардинально отличающиеся по стартовой позиции и потенциалу, не слишком разумно.

И методы, актуальные для одних, никоим образом не релевантны для вторых. Мы уверены, что стратегически нужна модель, предполагающая дифференцированный подход. Например, в малых (по размеру экономики и числу жителей) городах с низким потенциалом можно поддерживать местные бизнес-инициативы и проекты в сфере АПК, делать упор на локальные бренды и идентичность, заниматься оптимизацией городской инфраструктуры, реализовывать модель компактного пространственного развития, повышать качество среднего образования и здравоохранения за счет внедрения дистанционных сервисов.

Акцентируем внимание на том, что в политике управляемого сжатия для территории со средним и низким потенциалом нет ничего криминального. Пора признаться себе, что в следующие 15 — 20 лет люди из относительно слабых муниципалитетов все равно будут уезжать. Сверхзадача на эту перспективу — попытаться бегство замедлить.

В то же время в крупнейших экономически и социально развитых территориях (агломерациях) все шансы «сработать» имеют инвестиции в реализацию человеческого потенциала, высшее образование, здравоохранение, повышение качества городской среды и мобильности, выведение из тени арендного рынка. 

Ода экзистенциальности

Теперь о сущности платформы. В наиболее полном виде реализовать ее нам удалось в 2016-м, в рамках разработки стратегического плана развития города Тольятти.

Итоговый документ базировался на выводах четырех самостоятельных исследований. Первое было нацелено на поиск рынков и звеньев производственных цепочек, интересных как для работающих в городе компаний, так и для потенциальных внешних инвесторов.

Помимо официальной статистики, мы проанализировали данные о грузовых перевозках в границах и за пределами Приволжского федерального округа, исследовали импорт, госзакупки, оценили возможности рынка труда, энергетической инфраструктуры, просчитали транспортно-логистические затраты, изучили патентный и наукометрический ландшафт для определения зон конкурентоспособности в научно-технологической сфере.

Кабинетная работа была усилена опросом, в рамках которого были взяты десятки глубинных интервью с собственниками и управляющими среднего и крупного бизнеса (в том числе с тогдашним руководителем АвтоВАЗа Бу Андерссоном), представителями местной и региональной власти, ректорами вузов, общественниками.

Второе исследование фокусировалось на создании концепции общественных пространств. Анализ граддокументации здесь сочетался с организацией многочисленных проектных групп с жителями и формированием «тепловых карт» на основе геоданных мобильных операторов.

Третье исследование предполагало изучение самоощущения жителей, выявление их отношения к процессам, происходящим в Тольятти. Что мы тогда выяснили? Например, что 96% трудоустроенных горожан имеют в разной степени оформленное желание поменять работу, но 62% при этом убеждены: менять ее не на что. Чуть больше половины занятых в возрасте до 35 лет готовы были уехать, если бы им в Самаре или любом другом относительно близком населенном пункте сделали хорошее предложение. В значительной массе тольяттинцы (59%) в 2016-м причисляли себя к категории тех, кому доходы позволяют приобретать продукты питания и одежду, но на что-то более крупное — мебель, бытовую технику, автомобиль или недвижимость — средств им уже не хватало. И здесь возникли разрывы между официальными, фиксируемыми статистикой данными и реальными, в том числе субъективными оценками людей. Субъективные оценки были заметно более негативными, чем цифры.

С помощью опроса мы выявили и ряд не столь уж очевидных проблем в жилищной, социальной, пространственной политике, но главное сформировали «народную» SWOT-матрицу.

И, наконец, четвертым, и, пожалуй, самым необычным исследованием стала «раскодировка» Тольятти. Она подразумевала семиотический анализ городской и коммуникационной среды, изучение социальных медиа, а также проведение экспресс-интервью и двух длительных рабочих сессий с жителями.    

«Раскодировка» показала, что в тот момент тольяттинцы переживали драму потери опоры в виде АвтоВАЗа. По их мнению, город, некогда динамично развивавшийся, «умирал». Большинство позитивных ассоциаций остались в прошлом (и все они связаны с одним предприятием). 

Но события, происходившие на заводе, не повергали большинство горожан в уныние, им не были присущи чувства бессилия, апатии и обиды. Вместо них — энергия досады и раздражения, которая реализовывалась преимущественно в стратегиях выживания. Вместе с тем тольяттинцы верили (и, надеемся, до сих пор верят) в свои силы, охотно воспринимали все новое и готовы были самостоятельно заниматься улучшением своего положения (они позитивно воспринимали идею необходимости личных усилий для повышения благосостояния). 

Был и еще ряд любопытных наблюдений: что главный источник гордости для жителей — природа, а вовсе не город, что у Тольятти нет никакого центра, что людям очень бы хотелось взаимодействовать с местным «морем» (то есть Волгой), но сделать они этого не могут, что общественные пространства им заменяют торговые центры.

В итоге мы получили законченную картину городского бытия, основанную не только и не столько на цифрах, сколько на ощущениях и чаяниях людей, тех, ради которых в конечном счете и должна существовать любая территория. Это позволило нам (и городским властям) начать мыслить на качественно новом уровне.

Институт соучастия

Допустим, платформа готова (на самом деле формируется она не более чем в двадцати случаях из ста). Что дальше? Типичные упражнения: SWOT, прогноз основных показателей, определение ключевых вызовов и разрывов, формулировка целей и задач, крупных проектов и инициатив, способных «расшить» важнейшие проблемы, но главное — итерационное обсуждение документа со всеми заинтересованными сторонами и выработка политики согласованных действий. 

События, произошедшие в Екатеринбурге в середине мая, когда несколько тысяч человек в течение недели выходили защищать от застройки сквер, показали, что запрос граждан на участие в управлении растет. Нам этот тренд кажется исключительно позитивным. Мы всегда считали общественную дискуссию (именно дискуссию, а не слушания в их нынешнем формате) одним из важнейших элементов долгосрочного планирования. Причем размер или густонаселенность территории здесь никакой роли не играет. Потому данный подход мы использовали, например, и при создании концепции экономического развития миллионной Уфы, и при написании стратегии 45-тысячного Нефтеюганского района.

Помимо получения обратной связи, у общественной дискуссии есть как минимум два положительных эффекта. Первый — легитимизация документа. Работающая стратегия — не та, что на бумаге, а та, что в головах. И если жители района, города или региона не принимают или не понимают ее посылы, ничего хорошего не выйдет.

Масштабное обсуждение позволяет вовлечь в планирование лидеров мнений, сделать их соучастниками процесса. А это, в конечном счете, порождает взаимное доверие. Сегодня с ним в России туго. Еще в 2010 году французские экономисты Янн Алжан и Пьер Каю провели прелюбопытный мысленный эксперимент. Они сделали расчет, каким был бы ВВП на душу населения европейских стран, если бы уровень доверия в них был аналогичен шведскому. По их оценке, экономика Великобритании тогда бы приросла на 7%, Германии — на 9%, Чехии — на 27%, а России — разом на 69%. Потенциал снятия трансакционных издержек очевиден.

Второй положительный эффект заключается в прямом столкновении разнородных потребителей территориальных сервисов. Пенсионеры должны пусть не понять, но хотя бы увидеть миллениалов, люди с относительно высоким достатком — услышать тех, кто зарабатывает мало, автомобилисты — осознать, что в мире есть еще и пешеходы, а велосипедисты — обнаружить мам с колясками.

Качественно организованная дискуссия вокруг формирования стратегии развития региона — большая редкость. Часто все ограничивается формальными процедурами, в лучшем случае с информированием населения в предвыборный период. На этом фоне выделяются некоторые проекты разработки стратегий развития (Татарстан-2030, Свердловская область-2030), но в целом этот важнейший ресурс и возможность не используются, или используются очень слабо.

Мы убеждены: хорошо подготовленная исследовательская платформа вкупе с грамотной работой со стейкхолдерами способны помочь властям избежать массы рисков стратегического планирования и в конечном итоге кардинально повысить качество управления развитием территорий.      

Схема Классификация КЕСР по перспективам развития График 1. До трети жителей Тольятти в 2016 году считали, что главная проблема города - безработица, а почти половина - что алкоголизм График 2 Удивительно, но среди главных ресурсов Тольятти у АвтоВаАЗа ншелся очень сильный конкурент График 3 Автомобилестроение вшито в генокод тольятинцев, с ним они и связывали свое будущее График 4 Только четверть жителей Тольятти считали, что город идет в верном направлении