Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

В Банке России пришли к необычным выводам


За пределами прогнозного периода

Эффект от национальных проектов общей стоимостью 25 триллионов рублей, которые правительство финансирует повышением НДС и экономией на пенсионном возрасте, проявится лишь после 2022 года, говорится в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» на предстоящую трехлетку Банка России.

По его оценке, в этом году ВВП прибавит 0,8-1,3%, в следующем 1,5-2%, через год 1,5-2,5%, а в 2022-м – 2-3%. Дополнительные инвестиционные расходы, в том числе на человеческий капитал, направлены, по мнению ЦБ, лишь на смягчение структурных ограничений в российской экономике и «в случае успешной реализации будут способствовать увеличению ее потенциальных темпов роста». Но эти меры требуют продолжительного времени, поскольку институциональные, структурные и демографические характеристики экономики «изменяются медленно». А существенное воздействие нацпроектов станет возможно «за пределами прогнозного периода», предупреждает ЦБ.

Между тем Минэкономразвития обещает россиянам «рывок» уже в 2021 году, напоминает портал Finanz: с этого момента, согласно планам, Россия растет на 3,1% в год, затем ускоряется до 3,2%, а к 2024 году выходит на 3,3% роста и пятое место в мире по ВВП (по ППС). Эти же цели заложены в майский план правительства.

Действительно, признает аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин, как показывает статистика последних 8 лет, ускорение бюджетных расходов (или их замедление) отыгрывается экономикой с временным разрывом в 2 года. В 2020 году ВВП РФ будет испытывать отложенное негативное давление, сформированное под влиянием спада бюджетных расходов в 2018 году.

Экономика начнет получать бюджетный импульс роста только в начале 2021 года за счет увеличения государственных инвестиций и потребления в 2019 году, в том числе – в рамках нацпроектов, полагает эксперт. Это нормальная ситуация при отсутствии дополнительных негативных макроэкономических факторов. Наряду с этим, есть ожидания стимулирующих мер, мер антидефляционного характера и поддержки экономики на внешних рынках.

Самосбывающийся прогноз?

Однако, указывает Александр Осин, проблема в том, что бюджетные расходы не создают в экономике новых монетарных ресурсов. Правительство и Госдума в рамках бюджета лишь возвращают в экономику собранные в виде налогов и займов денежные ресурсы. Если сам же Банк России продолжит политику ограничения скорости роста денежной массы, то ВВП – исходя из макроэкономической зависимости динамики ВВП и реальной денежной массы – продолжит тенденцию близких к нулевым средним темпам прироста последних 8 лет. Тем более, он не будет расти заявленными в целевых документах правительства темпами в 3%(год к году).

С данной точки зрения, предложенные Банком России в рамках «Основных направлениях денежно-кредитной политики» оценки выглядят не как независимые оценки перспектив экономической динамики, а как отражение позиции регулятора по проблемам стимулирования экономического роста в России, заключает Александр Осин.

Проблема слабых темпов роста экономики, считает  начальник отдела инвестиционный идей «БКС Брокер» Нарек Авакян, в административном и налоговом режиме, а также из-за крайне высокого коррупционного налога. Именно из-за первых двух факторов экономика очень слабо растёт и в Европе, замечает он.

Нацпроекты как таковые могут создать инфраструктуру для экономики, полагает аналитик, но они точно не являются стимулом ее роста, так как условий для бизнеса они не создают. В первую очередь, необходимо заниматься пресловутым инвестклиматом, который в последние годы пострадал настолько серьезно, что уже вызывает опаску не только у потенциальных инвесторов в России, но и действующих предпринимателей, говорит он,. Также необходимо создавать уверенность в росте, чтобы бизнес увеличивал инвестиции.  Он также хотел бы видеть упрощенное и неизбыточное регулирование, особенно в отношении к маломуу и среднему бизнесу, упомянув и вопрос полномочий и подотчетности силовых структур.

И для всего вышеперечисленного не нужно никаких новых налогов или госинвестиций, достаточно просто давать правильные поручения и следить за их исполнением, заключает он.

Но только ли дело в том, чтобы давать правильные поручения, и почему, если так, их никто не отдает? Этот вопрос бизнес-сообщество, не исключено, станет задавать чаще. , Если те надежды, надо сказать, довольно умеренные, которые появились после оглашения полтора года назад программы национальных проектов, как нашего образа будущего, окажутся «за горизонтом планирования», как нас предупреждает (или — нам обещает?) ЦБ.