100 пресеченных попыток, миллионы счастливых граждан
Как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, изменения в российском законодательстве последних лет позволили стабилизировать ситуацию с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ). При этом, сообщает Finmarket со ссылкой на словам главы ФАС, в дальнейшем тарифы будут не повышаться, а снижаться.
«После того, как по вашему поручению были приняты федеральные законы… которые устранили лазейки законодательства 90-х годов, которые позволяли регионам и органам местного самоуправления в общем-то бесконтрольно повышать тарифы выше предельных значений, установленных правительством РФ, мы выявили уже около 100 случаев таких попыток после того, как эти законодательные акты вступили в силу. Мы их пресекли, и собственно миллионы российских граждан не получили повышения этих тарифов уже в этом году только потому, что было принято новое законодательство»,— отметил Игорь Артемьев.
Он отметил, что в некоторых случаях сегодня тарифы "повышать можно, но только с разрешения правительства и ФАС". "Вакханалия 90-х и 2000-х годов - а только в прошлом году таких превышений было более 800 - она прекращена", - добавил глава антимонопольного ведомства. По его мнению, в ситуации с долгосрочными тарифами нет никакого смысла каждый год устанавливать новые тарифы. "Установив один раз, по принципу "инфляция минус", утверждено вами, утверждено правительством РФ, мы тем самым будем не повышать, а снижать в подавляющем большинстве - в 90% случаев эти тарифы будут снижаться", - подчеркнул глава ФАС.
В установлении справедливых тарифов на ЖКХ сталкиваются две большие социальные группы, и ФАС выступает, как и положено, в роли арбитра, защищая интересы обоих, но больше — первой группы, то есть населения, отмечает директор фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. Падение реальных доходов граждан в течение 5 лет подряд приводит к тому, что расходы на оплату услуг ЖКХ становятся все более значимой статьей расходов бюджетов домохозяйств.
Кроме того, продолжает эксперт, все увеличивающиеся суммы в квитанциях — один из самых острых триггеров социального протеста, потому что объяснений к квитанции не прилагается, она выглядит, как ультиматум, не дающий возможности не платить и не дающий возможности выбирать цену. ФАС пытается сгладить этот социальный конфликт, объясняя, что тарифы меняются не просто по желанию той или иной компании, а по согласованию с антимонопольным ведомством и на основе законодательства, написаного в интересах как граждан, так и компаний.
Необходимость услуг ЖКХ для граждан дает карт-бланш их производителям
Компании, обслуживающие ЖКХ, и их сотрудники, являются второй большой социальной группой, которая, в свою очередь, заинтересована в росте тарифов, объясняет аналитик. Так как у них есть острая необходимость, во-первых, обновлять изношенные основные фонды, на базе которых мы все получаем электричество, тепло и другие ресурсы и услуги. А во-вторых, расширять объем и качество основных фондов просто в силу роста населения и его энергопотребностей.
При этом низкий уровень жизни обуславливает то, что примерно 3-5% граждан имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ, в сумме по населению и организациям она составляет около 1.5 трлн рублей. А потребность компаний ЖКХ в ремонте, в обеспечении бесперебойности предоставления услуг не снижается, и отложить ремонт и обновление основных фондов не всегда возможно.
В этой связи привязка роста тарифов к инфляции выглядит несколько искуственно, она сделана больше в интересах граждан, чем компаний, уверен Александр Пахомов. Ведь статистическая инфляция отстает от реальной наблюдаемой в 1,5-2 раза, и не является надежным показателем, повышение тарифов рассчитывается по принципу «инфляция минус». Отнимая от 4% текущей инфляции, получаем совсем крошечные возможности в повышении тарифов и рост отрасли таким образом тормозится.
Говоря о стабилизации тарифов ЖКХ, ФАС имеет в виду, очевидно, вот что, объясняет руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. В сентябре и октябре 2019 года цены на них действительно не повысились и остались неизменными по отношению к предыдущему месяцу, по данным Росстата. Однако вряд ли в этом есть решающая заслуга изменений в законодательстве. Такой же нулевой прирост стоимости ЖКУ наблюдался и в осенние месяцы 2018 года Дело в том, что тарифы ЖКХ не меняются ежемесячно, как цены в магазинах, а устанавливаются на определённый период. Но в целом за десять месяцев 2019 года, они поднялись на 5,4% к тому же периоду 2018 года. А общий рост потребительских цен составил 4,8%, по данным Росстата, то есть гораздо меньше.
Так что в реальности нет положения «инфляция минус», то есть установления тарифов ниже прогнозируемого уровня инфляции, объясняет эксперт. Повышение стоимости ЖКУ не просто традиционно обгоняет инфляцию, а является одной из основных её причин. Рост тарифов вынужденно закладывается в общее увеличение цен других товаров и услуг. Возможно , действия ФАС лишь немного тормозят удорожание ЖКУ, без чего они росли бы ещё быстрее.
Почему так происходит? Во-первых, говорит Марк Гойхман, большинство поставщиков коммунальных услуг – «естественные монополии». Системы снабжения водой, газом, электричеством, обогрев, канализация – технически сложные, дорогостоящие. Нет возможности дублировать их, дабы развивать конкуренцию. Наличие одного эксплуатанта сетей в данной сфере действительно объективно оправдано. Но это создаёт возможность для монопольно высоких цен.
Во-вторых, суть самих услуг такова, что люди не могут отказаться от них, это жизненно необходимая сфера. Поэтому здесь работает то, что в экономике называется «малая эластичность спроса». Это означает, что при повышении цен потребитель не может сократить спрос. В сочетании с «естественными монополиями» велик соблазн поставщикам повышать цены.
В-третьих, продолжает аналитик, такое положение из общего соблазна превращается в реальную практику из-за запутанности и закрытости формирования цен поставщиками. В них включаются покрытие всех затрат, в том числе совершенно необоснованных, таких как потери ресурсов, злоупотребления в в искусственном наращивании расходов и пр. С этим призваны бороться территориальные комиссии по регулированию тарифов. Но они действуют под эгидой местной администрации. А в руководстве эксплуатирующих организаций, по выражению главы ФАС И.Артемьева, «как правило...работает сынуля какого-нибудь губернатора или высокопоставленного чиновника». Поэтому провести высокие тарифы через такие комиссии позволяет административный ресурс.
Такое сочетание факторов практически с неизбежностью приводит к завышению цен на ЖКУ, считает Марк Гойхман. При существующей системе их формирования и замкнутости не приходится говорить о торможении тарифов. Они устанавливаются на региональном уровне, и на нём нет заинтересованности в уменьшении цен. Во многом поэтому и на 2020 годофициально планируется не снижение, а новое повышение тарифов ЖКХ, причём снова с темпами выше прогнозируемой потребительской инфляции в 4%. От этого обычные жители переплачивают за ЖКУ или накапливают задолженность, поскольку реальные доходы отстают от тарифов ЖКХ.