Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Uber стал убыточным


Хорошая компания

Чистый убыток сервиса такси Uber Technologies Inc., приходящийся на акционеров компании, за  девять месяцев 2019 года достиг 7,41 млрд долларов по сравнению с прибылью на уровне 1,88 млрд долларов годом ранее. Но вырос не только убыток, но и показатели выручки, и числа пользователей.

Как сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на отчетность компании, выручка Uber выросла на 21%, до 10,078 млрд долларов. Известная компания занимается не только такси, но и едой. Выручка главного бизнеса, такси относится к «еде» примерно как 4,5 к 1 (по данным за 3-й квартал), при этом меньший показатель растет быстрее. Ежемесячно сервисом пользуется нынче 103 миллиона человек, на 26% больше, чем годом ранее.

Валовая же стоимость заказов поднялась на 29% к прошлому году — до 16,465 млрд долларов.

Такое странное явление, как рост убытков и рост выручки можно объяснить только развитием компании, считает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель. У сервиса постоянно внедряются в разных странах какие-то новые проекты: то это сервис такси, то это сервис попутчиков, то в Стамбуле транспортировка через пролив, то в Бразилии перевозка на вертолете, то объединение с компанией «Яндекс» в России, то выход на IPO.

Получается, что параллельно работает много проектов. Выручка уже развившихся проектов растёт, и это мы видим в отчетности. Однако, если бы в данный момент не было бы новых проектов, мы бы и не увидели убытков. Да, новые проекты требуют инвестирования, откуда брать деньги на развитие, как не из прибыли? Вот и получается, уже работающие во всю проекты дают прибыль, а новые проекты — дают убытки.  Последний новый «проект» очень опасный — компания провела IPO на NYSE. Первичное размещение собственных акций состоялось по цене 45 долларов за акцию, сейчас акции стоят 31 долларов. Отсюда и большие убытки, констатирует Френкель.

После IPO большинство компаний проходят этот цикл: сначала падение котировок, потом хороший рост, указывает она. Поэтому, если рассматривать с точки зрения инвестирования — это хорошая компания. Ведь каждый год Uber на слуху из-за новшеств. Если не внедрять новые проекты, не будет развития, но это не данный случай. Поэтому, покупать акции этой компании лучше дешевле,  при достижении отметки 28 долларов за акцию можно покупать Uber в среднесрочной перспективе, считает она.

«Экспериментальный ненаучный подход»

Строго говоря, убытки для Uber не в новинку, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Например, в 2017 году чистый убыток глобального агрегатора составил 4,5 млрд долларов, в 2018 году показатель скорректировался до 3,3 млрд долларов.

Однако эксперт отмечает, что за девять месяцев текущего года действительно стали для агрегатора крайне непростыми. Он напомнил, что именно в этом году Uber вышел на IPO, которое, скажем так, прошло не совсем гладко: еще в 2018 году Goldman Sachs и Morgan Stanley оценили бизнес агрегатора в 120 млрд долларов, но перед размещением, в апреле текущего года, сам Uber уточнил оценку, снизив до 80,5–91,5 млрд долларов.

Размещенные на бирже в мае по цене 45 долларов за бумагу, акции компании уже на следующий день обесценились до 42 долларов, после чего к концу июня котировки не без труда подросли до 46,5 доллара. Но, увы, в августе рухнули до 33,1 доллара, а в сентябре опускались даже до 30,6 доллара, после чего начали понемногу отыгрывать падение. Нужно особенно отметить, что IPO обошлось Uber в круглую сумму, порядка 4 млрд долларов, к тому же агрегатор выплатил еще 300 млн долларов водителям. Именно расходы, связанные с выходом на биржу. и привели к формированию рекордного убытка.

Но в целом надо отметить, что бизнес глобального агрегатора такси растет. Всего за третий квартал компания заработала 2,9 млрд долларов, показав таким образом рост выручки почти на 20%. Количество заказов и доля рынка Uber в большинстве стран присутствия растет. Однако стоит признать, добавляет Илья Жарский, что ключевым для компании остается американский рынок, а на нем возможности органического роста для основных бизнесов Uber ограничены, поскольку он уже поделен и перенасыщен предложением.

Uber на протяжении последних нескольких лет неустанно экспериментировал с новыми ответвлениями бизнеса в надежде нащупать точку рентабельности и, вероятно, сфокусироваться на ней, отмечает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. «Мы это называем экспериментальным ненаучным подходом. Он хорош только в тех случаях, когда инвесторы готовы выделять средства именно на подобные чистые эксперименты, понимая, что сами по себе они не монетизируемы», – говорит он.

Но Uber, по словам Рожанковского, даже здесь не пошел по своему оригинальному пути (что приличествовало ответственности момента), а просто-напросто безответственно копировал и продолжает копировать модные на рынке тренды – например, доставку еды и кар-шеринг. Оба направления при этом, их любимым экспериментальным путём, ещё пару лет назад доказали свою низкую маржинальность.

«В итоге, – указывает аналитик – все комментарии, которые мне довелось видеть в контексте нынешней финансовой отчётности Uber, фактически сходятся на том, что рост выручки на фоне продолжающих углубление убытков ставит менеджмент в крайне некомфортное положение перед акционерами. Либо Uber в ближайшие месяцы должен им представить новый осмысленный (а не экспериментальный) путь развития, либо – очередная перетряска топ-менеджмента».

В перспективе, по мнению аналитика, предстоит превращение Uber в частную компанию через выкуп акций и делистинг. Но Uber не один такой в этом сегменте, говорит он, похожая судьба ожидает его ближайшего конкурента Lyft, а также такие компании с неясными планами монетизации, как Snap, Pinterest, Slack и вот, новоявленное чудо авантюризма, бронсоновский Virgin Galactic.