Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Успеть за новой реальностью


Недоверие к продукции Росстата то и дело возникает при публикации этим ведомством своих отчетов и новостных сводок. То сомнения у экспертов вызывают опубликованные данные о росте благосостояния граждан, которые в реальности его не замечают, то отдельные показатели роста в промышленности и в целом ВВП (подробнее см. «Цифра в расфокусе», «Эксперт» № 36 за этот год). Справиться с валом критики взялся новый глава Росстата Павел Малков, назначенный на этот пост в декабре 2018 года. В июне он представил «Стратегию развития Росстата и системы государственной статистики РФ до 2024 года», которая предполагает повысить качество статданных, в основном за счет цифровой трансформации, создания цифровой аналитической платформы и внедрения новых технологий — big data, интернета вещей (см. «С бухгалтеров снимут гнет», «Эксперт» № 24 за этот год). Но пока у него не получается снизить накал страстей. То и дело на поверхности оказываются все новые и новые подробности, выразимся дипломатично, отставания сложившихся методов работы статслужбы от растущих запросов экспертного сообщества. Прошедшая недавно дискуссия в секции экономики Дома ученых высветила еще один — неожиданный — срез неадекватности официальной статистики.

Близорукость

«Вот статистика Росстата: у нас все последние годы в секторе такси было около 20–30 миллионов поездок в год, в 2016–2017 годах их число выросло до 44 миллионов. Но один только “Яндекс.Такси”, впервые обнародовав информацию, показал 99 миллионов поездок в 2016 году, а в январе 2018-го, после объединения с Uber, “Яндекс.Такси” сделал уже 62 миллиона поездок. Разного рода экспертные оценки показывают, что у нас совершается около двух миллиардов поездок в год. Более того, по данным самого Росстата, в 1991 году у нас было 526 миллионов поездок в России», — привел пример цифр, вызывающих вопросы в отчетах статведомства, Владимир Сальников, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Статведомство просто не поспевает за меняющейся реальностью и «видит» только те поездки, которые фиксируются рядом крупных и средних предприятий, заполняющих соответствующие формы, и «не видит» поездки, организуемые агрегаторами такси и совершаемые индивидуальными предпринимателями.

Казалось бы, напрашивается простое решение: заставить агрегаторов предоставлять свою отчетность Росстату, а тем временем будет создана цифровая платформа, которая сможет принять и обработать подобную статистику. Однако такая ситуация характерна не только для сектора такси (там это лишь очень наглядно и выпукло), ее можно наблюдать везде, где создаются новые платформы взаимодействия пользователей, например в аренде жилья, секторе онлайн-торговли и т. п. Это явление в одних случаях сопровождается ростом числа самозанятых и индивидуальных предпринимателей, а в других случаях, например в каршеринге, не происходит и этого. При всех формах шеринга происходит формирование нового товара или услуги, и, по идее, все это должно быть учт