Бизнес-истории про фамильное дело всегда имеют свои преимущества, поскольку «производственная родословная» обязывает: с одной стороны, бизнесмен должен поддерживать качество продукта на высоком уровне, с другой — само имя рода, как бренд, уже является гарантией качества. В странах Западной Европы культура «потомственного» производства ценится очень высоко, и промышленные мануфактуры столетней давности давно превратились в крупные мировые бренды. В России, к сожалению, подобная культура была во многом утрачена в ХХ веке, однако сейчас начинает постепенно возрождаться.
«Мы выращиваем свои фрукты и овощи в Узбекистане и Иране на органических подкормках без применения вредных химических удобрений, чтобы на стол потребителям попадали только натуральные и полезные фрукты и овощи, — отмечает генеральный директор ООО «Агро ФМ» Олеся Венивитина. — Также развиваем и другие направления: тепличное хозяйство, молочное и мясное производство. Кроме того, наша компания разрабатывает диетические и сбалансированные линейки питания и развивает инновационное производство продуктов питания для детей». По словам Олеси Венивитиной, предприятие ориентировано на производство продуктов питания для детей и взрослых исключительно из натурального сырья, на структурированной воде, с добавлением качественных натуральных ингредиентов. Однако дело здесь не только в клиентоориентированности и желании выгодно отличаться от конкурентов.
— Слоган вашей компании «В лучших дворянских традициях». Это рекламный ход с прицелом на VIP-аудиторию?
— Не совсем так. Однажды мне захотелось изучить свою родословную. Мне подарили фамильный диплом, в котором была описана моя фамилия и ее происхождение, после чего я стала очень подробно изучать данную тему. В итоге открыла для себя целый культурный пласт, содержащий настолько ценную информацию и интересные факты, от которых я была в неописуемом восторге. Во-первых, в моем роду были потомки таких людей, как Пушкин, князья Оболенские-Белые и Щербатовы, Оленины, графы Виельгорские, Мусины, Коссиковские, Боровские, Комаровские, Чайковские, Гагарины, Огинские, Бироны, Радзивиллы и многие другие. Мои предки были довольно известными потомственными дворянами, служили на государственной службе, были меценатами и сделали очень много для России и людей, увековечив память о себе. Во-вторых, все в нашем роду занимались производством: делали сукно и одежду для армии, пекли хлеб для детей и бездомных, строили суда по заказу царя и много другое.
Я работала на государственной службе и собиралась построить карьеру следователя, что у меня очень неплохо получалось, но моя родословная во многом помогла определить дальнейшее профессиональное развитие; я поняла, откуда у меня те или иные предпочтения, вкусы, умения и способности, привычки и интересы. Так что производство натуральных продуктов питания — это не только бизнес, это еще и дань памяти моим предкам, фамильное дело.
— Кстати, женщины из дворянского сословия предпринимательством не занимались, но сегодня женщины в бизнесе — это активно обсуждаемая тема. Влияет ли гендерный аспект на правила ведения бизнеса?
— Сейчас женщины в бизнесе — норма, и у них совсем неплохо получается. Иногда даже лучше, чем у мужчин. Женщины внимательны к деталям, аккуратны и дипломатичны. К сожалению, зачастую это вынужденная позиция, так как много мужчин перестали обеспечивать свои семьи должным образом и нести ответственность за родных и близких. Для меня финансовая независимость от мужчины — это очень важный аспект, хотя бы потому, что всегда должны быть средства на себя, чтобы хорошо выглядеть. Просить на помаду и выслушивать в ответ упреки мне совсем не по душе. Конечно же, бизнес — это прежде всего мир мужчин, жестокий, колкий, грубый, не терпящий слабости и безжалостный. Но в то же время бизнес, как тренажер, дисциплинирует, не дает расслабляться. Для меня это полная независимость, это творчество, это поле для реализации своих самых смелых идей и планов.
— Возвращаясь к «фамильной» составляющей вашего бизнеса: используется ли фамильная легенда в маркетинге и можно ли говорить об эффективности такого использования?
— Прежде всего — это предмет огромной гордости. Моя родословная уже задействована в одном проекте, и эта идея будет реализована еще в нескольких. К примеру, мы создали торговую марку, лицом которой стал Дмитрий Веневитинов, сын прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка императорской армии Владимира Веневитинова и княжны Анны Оболенской. Он служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. По маме Дмитрий был четвероюродным братом Александра Пушкина, его лучшим другом и соратником, талантливым русским поэтом, писателем, философом, литературным критиком, основателем отечественной философской эстетики. Именно Дмитрий Веневитинов с князем Одоевским основали философское общество любомудрия в Москве. Александр Пушкин впервые прочитал свое произведение «Борис Годунов» именно в доме Дмитрия, в Кривоколенном переулке. На мой взгляд, такой человек достоин во всех отношениях и по праву является лицом торговой марки.
И в маркетинге это работает. Это качество, подтвержденное столетиями. Фамилия является гарантией того, что вы купите качественный продукт. Моя задача — не только помнить, хранить и продолжать традиции семьи, но и «держать марку». И с точки зрения почитания моих предков, и с точки зрения маркетинга — это единственно правильная позиция.
— Вы упомянули, что ваши предки находились на государственной службе и поставляли товары для царской армии (говоря современным языком, работали в рамках госконтракта). В этом плане вы являетесь продолжателем традиций или же компания не ориентирована на этот сегмент?
— Мы сразу поняли, что наш сегмент — это крупный опт и внешнеэкономическая деятельность. Что касается работы по государственным контрактам: мы пробовали поставлять продукты питания в детские сады, школы и больницы, однако потом посмотрели на принцип работы в этом сегменте и выявили существенные недостатки. Господрядчики ставят абсолютно нереальные условия, когда за минимальную цену ты должен обеспечить детей качественной, натуральной продукцией.
Естественно, это невозможно, и, к сожалению, сейчас нередки случаи, когда поставщики продуктов в детские сады и школы вынуждены производить откровенный суррогат и писать на нем «ГОСТ». Ни для кого не секрет, что многие родители и школьники уже отказываются от питания в образовательных учреждениях. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, мы сейчас выходим на сегмент дополнительного образования, то есть будем поставлять экологически чистую продукцию для дополнительных секций, групп продленного дня и т. д. Я уверена, что любая нормальная мама сделает выбор в пользу здорового питания для своего ребенка.
— В продолжении — о взаимодействии бизнеса с государством: сегодня предприниматели зачастую скептически относятся к такому партнерству. Участвовали ли вы в каких-либо программах поддержки бизнеса? Как в целом вы оцениваете качество подобной поддержки и что необходимо сделать в первую очередь, чтобы улучшить это взаимодействие?
— Сейчас много говорится о взаимодействии бизнеса и власти, помощи малому бизнесу и т. д., но нам пока не удалось получить подобной поддержки: всегда возникает масса каких-то неудобных или невыполнимых условий, которые только заводят в тупик, кроме того, сохраняется риск либо попасть в долговую кабалу, либо совсем лишиться своего дела. Поэтому мы сохраняем нейтралитет в работе с подобными предложениями, если они поступают. Как правило, это банковские программы с потенциально невыполнимыми или, повторюсь, кабальными условиями. Поэтому пока нам по душе партнерские отношения и частные инвесторы. Думаю, чтобы улучшить взаимодействие бизнеса с государством, власти просто необходимо обратить внимание на малый и средний бизнес и обеспечить реальную, а не декларативную, как это часто бывает, финансовую и административную поддержку. От этого, как мне кажется, выиграют все.
Москва